Двигатель на змз-409, характеристики и причины поломок

Проблемы и распространенные неисправности

Обычно ЗМЗ-409 начинает требовать серьезного внимания на рубеже 300 тысяч км. Но доставлять проблемы он способен начать и раньше, если эксплуатировался в неблагоприятных условиях, без должного обслуживания.

Основные неисправности на УАЗ «Буханка» с инжекторным 409 двигателем, массово распространенном примере авто с этим мотором:

  • рост потребления бензина;
  • снижение мощности двигателя;
  • падение давления в масляной системе;
  • дым из моторного отсека;
  • троение и нестабильная работа двигателя.

Проблемы двигателя возникают по разным причинам.

Мотор не заводится

Причинами этого могут быть:

  • отсутствие давления бензина в топливной рампе;
  • поломка в системе зажигания.

Следует проверить топливопроводы и бак, промыть и продуть их при необходимости. Если неисправен топливный насос двигателя, его меняют. Часто падение давления связано с забитым топливным фильтром, нуждающимся в замене. Еще одна возможная причина – поломка регулятора давления топлива, исправляющаяся заменой такового.

Если есть подозрения на проблемы зажигания, следует проверить свечи, катушки, бронепровода и другие компоненты

Важно убедиться, что выставлен правильный уровень опережения зажигания

Падение мощности мотора

  • дроссельная заслонка двигателя открывается не полностью. Привод заслонки нуждается в регулировке.
  • сломался ДПДЗ (датчик положения заслонки), его следует заменить;
  • низкое давление в топливной рампе – см. выше;
  • воздушный фильтр загрязнен и нуждается в замене;
  • проблемы с зажиганием;
  • нарушены зазоры клапанов, следует произвести их регулировку;
  • низкая компрессия из-за пробоя прокладки ГБЦ, прогорания поршней двигателя или неисправности поршневых колец, нарушения прилегания клапанов, износа цилиндров/колец.

Двигатель внезапно глохнет или работает нестабильно

  • падение давления бензина;
  • поломка регулятора холостого хода;
  • потеря герметичности во впускной системе, подсос воздуха.

Низкое давление в масляной магистрали

Возможные неполадки и проблемы двигателя, ведущие к этому:

  • неправильный сорт залитого в двигатель масла;
  • попадание в картер бензина или охладителя с последующим вспениванием (опасное явление, необходимо как можно скорее устранить причину протечки и заменить масло);
  • износ и загрязнение масляного насоса (его следует промыть и, если необходимо, поменять);
  • загрязнение масляного фильтра (решение – замена такового);
  • слишком малый зазор между дном картера и маслоприемником, повреждение последнего. Картер нужно привести к изначальной геометрии или заменить;
  • слишком большой зазор между шейками коленвала и вкладышами. Решается заменой вкладышей двигателя и шлифованием шеек;
  • засорения маслопроводов БЦ, трещины в полостях масляной магистрали. «Лечение» – ремонт БЦ или его замена.

Стук коленвальных подшипников

Металлический стук слышится при резком выжимании педали газа в холостом режиме, стук становится чаще с увеличением оборотов двигателя. Возможные причины:

  • упало давление масла, детали двигателя испытывают масляное голодание. Следует найти и устранить причину;
  • увеличение зазора между вкладышами коленвала двигателя и шейками. Нужна шлифовка шеек и замена вкладышей.

Стук из блока поршней

Вызывается биением поршней о стенки цилиндра, хорошо определяется под нагрузкой на малых оборотах, носит приглушенный характер. Причины:

  • большой зазор между цилиндром и поршнем. Проблема решается заменой поршней с одновременной расточкой цилиндров двигателя (и хонингованием таковых);
  • если к стуку привел большой зазор между канавками поршня и кольцами, следует заменить последние, или поршни в комплекте с кольцами.

Высокий расход масла

  • утечками через уплотнения двигателя;
  • засоренным картером;
  • проблемами поршня, колец, маслосъемных колпачков.

Читать дальше: Старлайн b92 инструкция по эксплуатации брелка

Вибрация мотора

  • дисбаланс коленвала двигателя (требуется балансировка)
  • нуждающиеся в регулировке зазора клапаны;
  • износ опор двигателя;
  • ослабло крепление шкива коленвала.

Перегрев двигателя

Вызывается неисправностями в системе охлаждения: следует проверить уровень охлаждающей жидкости и общее состояние системы.

Штатный двигатель УАЗ 469

Относительно того, какой двигатель стоит на УАЗ 469, можно сказать следующее: Популярный российский внедорожник УАЗ 469 в разные годы оснащался на заводе производителе различными типами силовых агрегатов. Это штатные двигатели на УАЗ: ЗМЗ-21, УМЗ-451МИ, ЗМЗ-24, УМЗ-249. Каждый мотор УАЗ 469 имел свои особенности, преимущества и недостатки.

Учитывая, что данный тип машин предназначался для обслуживания, транспортировки командного состава Советской армии, к мотору предъявлялись повышенные требования при производстве авто.

Параллельно с военным заказом на Ульяновском автомобильном заводе изготавливались машины для первых лиц обкомов, райкомов партии, руководителей колхозов и совхозов. Эта категория работников эксплуатировала машины в суровых условиях бездорожья, горных, степных регионах, в лесу, полях, лугах, на сенокосах, пашнях, стройках.

Поэтому главными критериями для автомобильных двигателей были: выносливость, мощность, неприхотливость. Несмотря на весьма почтенный возраст, автомобили УАЗ 469 60-х и 70-х годов выпуска эффективно функционируют до сегодняшних дней. Во многом это заслуга тщательно подобранного двигателя внутреннего сгорания.

Колоссальное внимание уделялось техническими службами Ульяновского автозавода практическому показателю, сколько весит двигатель УАЗ 469. В боевых условиях, при десантировании машин с авиационной техники, большую роль играет каждый килограмм транспортируемого груза

Поэтому конструкторами и технологами были разработаны моторы с блоками, где материалом служил облегченный алюминиевый сплав.

Штатные двигатели должны иметь самую высокую степень технологичности в производстве и удобство, простоту ремонта в самых неподходящих для этого условиях. Его можно успешно ремонтировать в поле, лесу, походных и боевых условиях, с минимумом оборудования и инструментов.

По этой причине серийный двигатель неоднократно модернизировался. Для выпуска более технологичных моторов их производство было передано из Заволжского моторного завода на Ульяновский моторный завод. Вместо штатных двигателей ЗМЗ-21 и ЗМЗ-24 в автомобили стали устанавливать УМЗ-451МИ, а затем более современный мотор УМЗ-249.

Распространенные неисправности и проблемы

Ресурс двигателя ЗМЗ-409 достаточно большой. Первые неисправности начинают возникать после 300 тыс. км пробега. При эксплуатации в экстремальных условиях проблемы появляются раньше. Ремонт мотора не вызывает затруднений, поскольку детали находятся в свободной продаже.

Стук из блока поршней

Посторонние звуки возникают при соприкосновении поршней и стенок цилиндров. Стук усиливается при повышении нагрузок на малых оборотах. Его возникновению способствуют такие причины:

  1. Увеличение расстояния между поршнем и цилиндром. Проблему решают расточкой цилиндрических деталей. Поршни заменяют.
  2. Увеличение зазора между кольцами и канавками поршня. Кольца нужно заменить. Иногда меняют одновременно поршни и кольца.

Высокий расход масла

Увеличению расхода смазочного материала способствует подтекание масла через уплотнители мотора, засорение картера, поломка поршней, колпаков или колец. Изношенные детали подлежат замене.

Мотор не заводится

Отказ двигателя происходит из-за падения давления топлива в рампе или выхода из строя системы зажигания. В этом случае проверяют бензобак и топливные каналы. При необходимости их продувают, а неисправный бензиновый насос заменяют. Давление может упасть из-за засорения топливного фильтра, который также следует заменить. Реже выходят из строя регулятор давления, свечи, бронепроводы. Все эти детали подлежат ремонту или замене. После этого правильно выставляют уровень опережения зажигания.

Почему не заводится УАЗ Патриот?

Перегрев двигателя

Такая неисправность свидетельствует о выходе из строя охлаждающей системы. Нужно замерить количество жидкости и проверить состояние системы охлаждения автомобиля.

Перегрев двигателя ЗМЗ-409.

Низкое давление в масляной магистрали

Причинами неисправности могут являться:

  1. Неправильный выбор типа масла.
  2. Заброс в картер топлива смазочного материала или охлаждающей жидкости с дальнейшим вспениванием. Нужно срочно устранить причину этого явления и заменить масло.
  3. Засорение или поломка масляного насоса, который следует промыть и при необходимости заменить.
  4. Загрязнение фильтра. Деталь подлежит замене.
  5. Уменьшение расстояния между маслоприемником и картером. Устройствам придают правильное положение, изношенные элементы заменяют.
  6. Увеличение щели между шейками коленвала и прокладками. Шейки следует отшлифовать, а прокладки заменить.
  7. Засорение форсунок, трещины в элементах масляного трубопровода. Нужно заменить блок цилиндров.

Падение мощности мотора

Главными причинами снижения мощности ДВС являются такие неисправности:

  1. Неполное открытие дроссельной заслонки. В таком случае потребуется ремонт привода заслонки.
  2. Поломка контроллера положения заслонки. Необходимо заменить элемент.
  3. Снижение давления в топливной рампе.
  4. Засорение воздушного фильтра. Деталь требует замены.
  5. Неисправность системы зажигания.
  6. Изменение зазоров клапанов. Требуется регулировка.
  7. Нарушение целостности прокладки головки блока цилиндров, сгорание поршней, поломка колец или клапанов. Нужно проверить порядок работы цилиндров, заменить изношенные элементы.

Двигатель внезапно глохнет или работает нестабильно

Двигатель УАЗ Патриот самопроизвольно отключается из-за снижения топливного давления, неисправности контроллера холостого хода, разгерметизации впускной системы.

Стук коленвальных подшипников

Посторонний звук возникает при резком нажатии педали газа на холостом ходу. При увеличении оборотов стук усиливается. Это может происходить из-за следующих неисправностей:

  1. Падение давления масла. Причин может быть несколько, но их следует быстро найти и устранить, поскольку недостаточная смазка ведет к росту трения.
  2. Изменение расстояния между вкладышами коленчатого вала. Требуется замена вкладышей и шлифовка шеек.

Подшипники коленвала.

Вибрация мотора

К причинам возникновения вибрации относятся следующие неисправности:

  • нарушение баланса коленчатого вала (нужна балансировка);
  • увеличение зазоров клапанов;
  • износ опорных элементов двигателя;
  • ослабление шкива коленвала.

Поколение 1 (1965 — н.в.)

Двигатель УМЗ 417 / 4175 / 4178 2.45 л. 72 и 90 л.с.

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Синтетика 5W30
  • Типы масла (по вязкости): 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-30, 15W-40, 20W-30, 20W-40
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 5,8 л.
  • Расход масла на 1000 км.: до 100 мл.
  • Когда менять масло: 10000

Двигатель ЗМЗ 409.10 / 4091.10 / 4092.10 / 4094.10 2.7 л. 112 л.с.

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Синтетика 5W30
  • Типы масла (по вязкости): 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 7,0 л.
  • Расход масла на 1000 км.: до 100 мл.
  • Когда менять масло: 7000

Двигатель УМЗ 421 / 4213 / 4215 / 4216 / 4218 2.9 л. 99 и 115 л.с.

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Синтетика 5W30
  • Типы масла (по вязкости): 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 5,8 л.
  • Расход масла на 1000 км.: до 100 мл.
  • Когда менять масло: 10000

Смазочные материалы и рабочие жидкости для автомобилей УАЗ

Смазочные материалы

  1. Масло моторное всесезонное М-8-В, ГОСТ 10541-78 или М-6з/10-В (ДВ-АСЗп-10В) ОСТ 38.01370-84. Масло автомобильное северное М4з/6В1 ОСТ 38.01370-84.
  2. Масло трансмиссионное автомобильное ТСп-15К ГОСТ 23652-79. Заменитель: масло трансмисионное автомобильное ТАП-15В или ТАД-17И ОСТ 23652-79. При температуре ниже минус 20 °С масло трансмиссионное автомобильное ТСп-10 ГОСТ 23652-79.
  3. Смазка «Литол-24» ГОСТ 21150-87, «Лита» ТУ 38.1011308-90 или «Литол-24РК» (смазка ШРУС-4 — аналог «Литола» с добавлением дисульфида молибдена и др. присадок, снижающих износ)
  4. Смазка графитная УСсА ГОСТ 3333-80.
  5. Смазка ЦИАТИМ 201 ГОСТ 6267-74, ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80.

Рабочие жидкости

  1. Жидкость охлаждающая ТОСОЛ-А40М, ТОСОЛ-А65М ТУ 6-02-751-86 (допускается применение в зимний период ОЖ-40, ОЖ-65 ГОСТ 28084-89) или «Лена-40», «Лена-65» ТУ 113-12-11.104-88. Вода — чистая и «мягкая» (дождевая, снеговая, кипяченая).
  2. Жидкость амортизационная АЖ-12Т ГОСТ 23008-78. Заменитель: масло веретенное АУ ОСТ 38.01.412-86.
  3. Жидкость для тормозов «Томь» ТУ 6-01-1276-82, «Роса» ТУ 6-55-37-90, «Нева» ТУ 6-01-1163-78, ГТЖ-22 ТУ 6-01787-75 (см. также мнения о разных торм. жидкостях)
  4. Электролит с плотностью, гс/см3: 1,25 — для районов с температурой до -10 °С; 1,27 — для районов с температурой до -30 °С; 1,29 — для районов с температурой до -40 °С (см. также статью «Аккумуляторная батарея»)
  5. Бензин А-76 ГОСТ 2084-77, летнего или зимнего сортов.

наверх

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте Р3112194-0366-97

утверждены Министерством транспорта Российской Федерации 18 февраля 1997 г. Срок действия до 01.01.2002 г.) (Только основные цифры, только применительно к а/м УАЗ. Полный документ: локальная копия с сайта «Авто-Гарант»)

Нормы расхода топлива

Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Для автомобилей общего назначения установлена . базовая норма в литрах на 100 км пробега автомобиля.

Нормы расхода топлива повышаются (в том числе) при следующих условиях:

  • работа в зимнее время: в южных районах страны — до 5%, в северных районах страны — до 15%, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — до 20%, в остальных районах страны — до 10% (предельные значения зимних надбавок практически для всех областей центральной России — 10%, действуют в течение 5 месяцев в году) ;
  • работа в городах с населением свыше 2,5 миллиона человек — до 20%; с населением от 0,5 до 2,5 миллиона человек — до 15%; с населением до 0,5 миллиона человек — до 10%;
  • при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта и новыми, а также . при перегоне таких автомобилей своим ходом — до 10%;
  • для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет, — до 5%;
  • работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, наводнениях и других стихийных бедствиях — до 35%;

Система охлаждения

Двигатель ЗМЗ 409 оснащен жидкостной, закрытой, принудительной системой охлаждения. Система представлена в виде водяной рубашки на блоке цилиндров, на головке цилиндров, водяного насоса, а также термостата, датчика температуры ОЖ, датчика нагрева окружающей среды.

Двигатель ЗМЗ 409 предусматривает самый оптимальный тепловой режим в пределах 80-90 градусов. Ее поддерживает термостат. Он работает автоматически. Правильный температурный режим позволяет сделать неприхотливым в обслуживании внедорожник УАЗ. Двигатель 409-й модели обладает высокой экономичностью, а его детали – огромной износостойкостью.

Чтобы водитель бы спокоен, а двигатель ЗМЗ 409 не перегревался, инженеры вывели на приборную панель лампочку аварийного температурного режима. Индикатор сработает, если температура выйдет за пределы 104 градусов. Датчик расположен сверху в бачке радиатора. Нужно следить, чтобы мотор не перегревался, иначе потребуется ремонт 409 двигателя.

Двигатель ЗМЗ-409 2,7 л. технические характеристики

Двигатель ЗМЗ-409 создан на базе 406-го мотора, а точнее, на базе его преемника ЗМЗ-405. Используется 405-й блок (высота всех блоков 405, 406, 409 одинаковая), коленвал с увеличенным ходом (с 86мм до 94мм), шатуны остались старые, поршни измененные, со смещением на 4мм.

1-масляный картер; 2 — масляный фильтр; 3 — кран масляного радиатора; 4 — стартер; 5 — шланги подогрева дроссельной заслонки; 6 — датчик детонации; 7 — шланг от регулятора давления топлива к каналу холостого хода; 8 — впускная труба; 9 — регулятор давления топлива; 10 — шланг подачи воздуха; 11 — ресивер; 12 — регулятор холостого хода; 13 — генератор; 14 — гидронатяжитель верхней цепи; 15 — проушина (рым) для подъема двигателя; 16 — регулировочный болт натяжения ремня привода насоса гидроусилителя и шкива вентилятора; 17 — кронштейн насоса гидроусилителя; 18 — регулировочный болт ремня привода генератора и водяного насоса; 19 — датчик положения коленчатого вала (датчик синхронизации); 20 — установочные метки ВМТ такта сжатия; 21 — гидронатяжитель нижней цепи.
Изготовитель ЗМЗ (Заволжский моторный завод)
Годы выпуска 2001 — … гг.
Марка 409
Тип рядный бензиновый
Система питания инжектор
Рабочий объём 2,693 см3 (2,7 л.)
Максимальная мощность 82,4-105,1 л.с. 112-143 кВт
Максимальный крутящий момент 210-230 Н·м, при 4000 об/мин
Диаметр цилиндров 95,5 мм.
Ход поршня 94 мм.
Марка поршня 409.1004015
Ремонтные размеры 96,0 — 96,5 мм.
Углубление в днище поршня 4,1 мм. диаметром 76 мм.
Степень сжатия 9
Цилиндров 4
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Местоположение первого цилиндра ТВЕ
Клапанов по 4 на цилиндр
Зажигание электронное
Вес агрегата 190 кг.
Материал ГБЦ алюминиевый сплав
Впускной коллектор с изменяемой геометрией
Выпускной коллектор литой чугунный
Распредвал от 4062.10
Коленвал высокопрочный чугун, 5 опор, 8 противовесов
Расход масла max 0,3 л. на 1000 км.
Объём масла 7 л.
Тип масла по вязкости синтетика 5W30, 5W40, 10W30, 10W40
Рекомендованный производитель Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть
Рекомендовано по сезону зимой-синтетика, летом-полусинтетика
Рабочаа температура масла 90o
Нормативы экологии Евро-3/4
Оснащение двигателя ЗМЗ-405
Регулировка клапанов гиррокомпенсаторы
Система охлаждения принудительная, антифриз
Объём ОЖ 10,7 л.
Помпа с пластиковой крыльчаткой
Свечи зажигания BCPR6ES от NGK или АУ14ДВРМ, LR17YC от Brisk, WR8DC от Bosch
Зазор свечи 0,8 мм.
Цепь ГРМ 84/108 зубчатая или 72/92 втулочная
Возлушный фильтр Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst
Масляный фильтр с обратным клапаном
Маховик от змз-406, внутренний диаметр 40 мм., 7 отверстийдля крепления
Болты крепления маховика М12 х 1,25, длина 26 мм.
Компрессия от 12 бар, разница max 1 бар
Маслосъёмные колпачки Goetze светлые-впускные, темные-выпускные
Обороты холостого хода 750-800 мин-1
Расход топлива Двигатель ЗМЗ-405
Городской цикл 13,5 л.
Трасса 11,5 л.
Смешанный цикл 11,0 л.
Усилия натяжения резьбовых соединений
Свечи 31-38 Нм
Маховик 72-82 Нм
Болт сцепления 22-38 Нм
Крышка подшипника 100 Нм — коренной и 70 Нм — шатунный
Головка цилиндров три стадии 40 Нм, 135 Нм + 90o
Объём охлаждающей жидкости 10 л.
Система охлаждения принудительная, антифриз
Ресурс ДВС 150000-250000 км.
ЗМЗ-409 устанавливается на: УАЗ Барс УАЗ Буханка УАЗ Патриот УАЗ Хантер УАЗ Пикап УАЗ Карго УАЗ Симбир

Двигатель 409 инжектор: характеристики, обслуживание, ремонт

Двигатель ЗМЗ 409 инжектор выпускается Заволжским моторным заводом. Принцип устройства мотора достаточно простой, что делает возможным обслуживания и ремонта своими руками. Предназначены данные силовые агрегаты для установки на автомобили Ульяновского автомобильного завода.

Технические характеристики

Производство ДВС 409 началось в 2011 году по заказу УАЗ. Новый мотор должен был заменить устаревшие силовые агрегаты УМЗ. Обладая высокими техническими характеристиками и простой конструкцией, этот движок стал идеальной заменой.

Установка мотора на автомобили Ульяновского автомобильного завода продолжается по этот день. Рассмотрим, какие транспортные средства УАЗ получили ЗМЗ 409: УАЗ Барс, УАЗ Буханка, УАЗ Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ Пикап, УАЗ Карго, УАЗ Симбир.

Рассмотрим, основные технические характеристики двигателя ЗМЗ 409 инжектор:

Наименование Характеристика
Тип Рядный
Топливо Бензин
Система впрыска Инжектор
Объем 2,7 литра (2693 см. куб)
Мощность 128 лошадиных сил
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 16
Диаметр цилиндра 95,5 мм
Расход 13,2 литра на 100 км
Система охлаждения Жидкостное, принудительное
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

Кроме стандарта Евро 3 существует ряд модификаций, которые стоит рассмотреть:

  1. ЗМЗ 409.10 — основной мотор, соответствует экологическому стандарту Евро-2. Мощность 143 л.с.
  2. ЗМЗ 40904.10 — аналог 409.10 с новой ЦПГ, новые прокладки, ДАД, соответствует экологическому стандарту Евро-3. Мощность 128 л.с. Ставится на Патриот, Хантер, Пикап, Карго.
  3. ЗМЗ 40905.10 — аналог 40904.10, соответствие экологическому стандарту Евро-4. Мощность 128 л.с. Ставится на Патриот, Хантер, Пикап, Карго.
  4. ЗМЗ 4091.10 — дефорсированный низовой вариант ЗМЗ 40904.10, другой ресивер, распредвалы (подъем 8, фаза 240), прошивка, соответствует экологическому стандарту Евро-3. Используется на буханках УАЗ. Мощность 112 л.с.
  5. ЗМЗ 40911.10 — аналог ЗМЗ 4091.10, ДАД, соответствует экологическому стандарту Евро-4. Используется на буханках УАЗ. Мощность 112 л.с.
  6. ЗМЗ 4092.10 — несерийный мотор. Мощность 160 л.с. Используется на Волгах.

Описание силового агрегата

409-й мотор был сконструирован на базе ЗМЗ 406. Высота головок блока у всех движков одинаковая (405, 406, 409). Увеличенный ход коленчатого вала до 94 мм. Новая поршневая группа со смещением в 4 мм. Других изменений новый силовой агрегат не получил.

Обслуживание

Техническое обслуживание движка предполагается после истечения 15 000 км пробега. Так, мотор вмещает в себя 7 литров моторного масла, но при замене потребуется всего 6 л.

Основные масла рекомендованные заводом-изготовителем и автолюбителями является полусинтетика с маркировкой: 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40.

Карта технического обслуживания ничем не отличается от 406-го, и выглядит примерно так:

  1. 1000-2500 км или ТО-0: замена масла и масляного фильтра.
  2. 8000-10000 км — ТО-1: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, топливного топлива.
  3. 25000 км — ТО-2: замена масла, масляного фильтра.
  4. 40000 км — ТО-3: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, регулировка клапанов.
  5. 55000 км — ТО-4: замена масла, масляного фильтра, топливного фильтра, замена цепи ГРМ и ремня генератора.
  6. 70000 км — ТО-5 и последующие: замена масла и масляного фильтра. Каждые 20000 км меняется — топливный и воздушный фильтр, регулируются клапана. Каждые 50000 км пробега — замена цепи ГРМ.

Каждое второе техническое обслуживание требует проверки систем, таких как клапанный механизм, состояние электронного блока управления силовым агрегатом, а также работоспособность датчиков. Регулировка клапанного механизма проводится спустя 50 000 км, или раньше по необходимости.

Неисправности и ремонт

Особых неисправностей или проблем вследствие эксплуатации двигателя замечено не было. На некоторых моделях транспортных средств было замечено, что быстро выходили со строя форсунки. Эта проблема устраняется легко — заменой всех впрыскиваемых элементов. Цепь газораспределительного механизма может прослужить около 200 тыс. км, но бывает такое, что не выхаживает и 100 тыс. км, кому как повезёт.

Капитальный ремонт движка должен производиться спустя 250 000 км пробега, но при правильной эксплуатации и обслуживании, может случиться так, что мотор выдержит и 300 000 км.

Вывод

Двигатель ЗМЗ 409 получился достаточно хорошим и особых проблем не вызывает. Единственным недостатком являются свечи зажигания, устанавливаемые с завода, а в остальном проблем нет. Обслуживание силового агрегата, стандартное для всех моторов производства Заволжского моторного завода.

avtodvigateli.com

Двигатель ЗМЗ-409

ЗМЗ 409 – инжекторный двигатель на бензине, имеющий 4 цилиндра в рядной компоновке и 16 клапанов. В 409 двигателе система инжектора управляется микропроцессорными электронным блоком. На конвейер данный мотор поставили в 1996-м году. Данный мотор преимущественно устанавливался на новые и современные отечественные автомобили УАЗ и ГАЗ. Все поколение этих силовых установок снабжено нейтрализатором газов и производится полностью в соответствии со стандартами ЕВРО-2.

Модификации ДВС ЗМЗ-409

  • Базовый мотор 409.10 под стандарт Евро-2 мощностью 143 л.с., со степенью сжатия 9, крутящим моментом 230 Нм. Зажигание модульное с пучком высоковольтных проводов, имеется датчик дроссельной заслонки.
  • Улучшенная модификация 40904.10 отличается от предыдущего варианта системой зажигания – индивидуальная катушка для каждой свечи, датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) здесь отсутствует, вместо него использован дроссельный узел для обеспечения Евро-3. Имеется автоматический натяжитель ремня генератора, который в 409.10 не предусмотрен.
  • Модификация 40905.10 аналогична предыдущему, предназначена для внедорожников Хантер, Патриот и грузовиков Карго, Пикап производителя УАЗ. Соответствует экологическому стандарту Евро-4.
  • Силовой привод маркировки 40911.10 обладает моментом 219,5 Нм и мощностью 125 л.с. Соответствует регламенту Евро-4, предназначен для полноприводных грузовиков УАЗ с формулой 4х4 (не отключаемая).
  • ЗМЗ 4091.10 — дефорсированный низовой вариант ЗМЗ 40904.10, соответствует экологическому стандарту Евро-3. Имеет мощность 112 л.с., устанавливается на Таблетки и Буханки УАЗ 462.
  • 4092.10 — несерийная модификация, создана специально для автомобилей ГАЗ Волга и УАЗ 3160 (вседорожник полноприводный). Крутящий момент в интервале 225 – 235 Нм, мощность — 160 л.с.

Прибавку в мощности до 30% можно получить, если установить на него турбо-компрессор или газовую турбину. Конечно, иностранные производители уже много лет не делают турбированных двигателей с конструкцией, как у «3M3-409». Имеется ввиду рабочий объём и «прожорливость». По этой причине, отыскать серийную турбину бензиновой направленности, по приемлемой себестоимости и соответствующего типоразмера, непросто. Оптимальным вариантом является турбина «Гарретт TB-25». Модель эта – далеко не новинка, но зато она полностью вписывается во все параметры «3M3-409».

Обслуживание ЗМЗ-409

Базовое требование для поддержания полностью рабочего состояния двигателя – использование качественного топлива и технических жидкостей. От чистоты бензина, качества смазки и охлаждающей жидкости зависит срок жизни двигателя.

Следует регулярно проверять:

  • уровень моторного масла;
  • количество охлаждающей жидкости;
  • состояние натяжения ремней и цепей двигателя;
  • состояние форсунок. Периодически, при необходимости («троение» мотора и другие проблемы) следует производить их прочистку.

Критичной слабой точкой ЗМЗ 409 принято считать помпу, за состоянием которой следует внимательно следить и менять при появлении признаков неисправности

Важно контролировать и состояние свечей зажигания

Период проведения некоторых операций по регламенту:

  • 6 месяцев/10000 км – замена моторного масла и масляного фильтра;
  • 20 тыс. км. или 1 год – проверка состояния системы вентиляции картера, свечей, аккумуляторной батареи, цепей ГРМ и ременных приводов навесного оборудования;
  • 1,5 года/30000 км – осмотр выпускного коллектора на прогар, замена топливного и воздушного фильтра;
  • 40 тыс. или 2 года — осмотр шлангов и узлов системы охлаждения, замена жидкости в системе;
  • 90-100 тысяч км. — замена цепи и роликов ГРМ с натяжителями.

Новый двигатель с бОльшим крутящим моментом от УАЗа ждали очень давно. Конечно, ЗМЗ-409 не оказался именно тем двигателем, которого хотелось, но со своими обязанностями он справляется. Хороший крутящий момент, потрясающая ремонтопригодность, надежность, доступность запасных частей — это, безусловно, плюсы двигателя.

Минусами же является недостаточная эластичность при езде по бездорожью, требовательность к качественным ГСМ (теперь нужен 92 бензин и хорошее масло), более сложное и дорогое обслуживание.

409-й более экономичен, более предсказуем и, будучи своевременно обслуживаемым, не требует промежуточных регулировок и подстроек. У него очень хороший потенциал для модернизации, широкая унификация с другими двигателями линейки.

Технические характеристики ЗМЗ 409 2,7 л/112 – 143 л. с.

Из предыдущих поколений производителя ЗМЗ в двигателе семейства 409 остался исключительно блок цилиндров в качестве заготовки. Кроме того, не изменилась схема двигателя – рядная четверка с ГРМ по схеме DOCH. Перед разработчиками стояла задача добавить крутящий момент и увеличить мощность, с чем они, безусловно, справились еще в базовой версии 409.10.

В таблице приведены технические характеристики ЗМЗ 409:

Изготовитель ЗМЗ
Марка ДВС 409
Годы производства 2001 – …
Объем 2693 см3 (2,7 л)
Мощность 82,4 – 105,1 кВт (112 – 143 л. с.)
Момент крутящий 210 – 230 Нм (на 4000 об/мин)
Вес 190 кг
Степень сжатия 9
Питание инжектор
Тип мотора рядный бензиновый
Зажигание электронное
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 4
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Впускной коллектор с изменяемой геометрией
Выпускной коллектор литой чугунный
Распредвал от 4062.10 с подъемом 9 мм
Материал блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра 95,5 мм
Поршни оригинальные, палец смещен вверх на 4 мм
Коленвал высокопрочный чугун, 5 опор, 8 противовесов
Ход поршня 94 мм
Горючее АИ-92
Нормативы экологии Евро-3/4
Расход топлива трасса – 11,5 л/100 км

смешанный цикл 11 л/100 км

город – 13,5 л/100 км

Расход масла
максимум 0,3 л/1000 км

Какое масло лить в двигатель по вязкости
5W30, 5W40, 0W30, 0W40

Какое масло лучше для двигателя по производителю
Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть

Масло для ЗМЗ 409 по составу
зимой синтетика, летом полусинтетика

Объем масла моторного
6 л

Температура рабочая
90°

Ресурс ДВС
заявленный 150000 км

реальный 250000 км

Регулировка клапанов
гидрокомпенсаторы

Система охлаждения
принудительная, антифриз

Объем ОЖ
10,7 л

Помпа
с пластиковой крыльчаткой

Свечи на ЗМЗ 409
BCPR6ES от NGK или АУ14ДВРМ, LR17YC от Brisk, WR8DC от Bosch

Зазор свечи
0,8 мм

Цепь ГРМ
84/108 зубчатая или 72/92 втулочная, взаимозаменяемость только комплектом со звездами, башмаками и натяжителями

Порядок работы цилиндров
1-3-4-2

Воздушный фильтр
Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst

Масляный фильтр
с обратным клапаном

Маховик
от 406, внутренний диаметр 40 мм, 7 отверстий для крепления со смещением

Болты крепления маховика
М12х1,25 мм, длина 26 мм

Маслосъемные колпачки
производитель Goetze

Компрессия
от 11 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар

Обороты ХХ
750 – 800 мин-1

Усилие затягивания резьбовых соединений
свеча – 31 – 38 Нм

маховик – 72 – 82 Нм

болт сцепления – 22 – 38 Нм

крышка подшипника – 100 Нм (коренной) и 70 Нм (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 40 Нм, 135 Нм + 90°

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История движения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: