Призраки мирового автопрома. packard automobile

Годы «Великой Депрессии»

С началом Великой Депрессии жизнь для большинства граждан США, да и многих других стран резко поделилась на «до» и «после». Конечно, говорить о полном разорении страны нельзя, ведь более 70% населения осталось при своей работе и первое время многие предприятия старались держаться на плаву. Государство в это время лихорадочно пыталось придумать способы решения проблем, ведь кризис коснулся практически всех и даже элиту общества.

Экономика страны

Закрытие предприятий, разорение сельскохозяйственной сферы, падение банковской системы, вывод денег инвесторами – все это привело к серьезному обвалу экономики. Уже в первые пару лет с начала кризиса экономика США сократилась более чем на 31%. Послужило этому падение промышленности и цен на сельскохозяйственные продукты более чем на 50%.

При этом нельзя оставить без внимания банковскую систему. Так как брать кредиты уже не спешили, да и свободных денег уже не было, вкладчики массово поспешили забрать свои депозиты. Как мы понимаем, из-за огромного количества непогашенных кредитов вернуть все деньги вкладчикам не удавалось и банки становились банкротами. В то время как граждане потеряли более 2 млрд долларов, не успев забрать свой вклад. Следствием всего этого стало падение номинальной массы денег на 30%. За период 1929-1932 годов было закрыто около 5 тысяч банков по всей стране.

Кризис соседних стран

Казалось бы, проблема родилась в Америке и там она должна была и решиться. Но проблемы коснулись и ближайших государств. Великобритания, стараясь возродить золотой стандарт и поддержать номинальную стоимость фунта вынуждена была брать кредиты у Америки. С падением фондового рынка проблемы с кредитами потрясли и Лондон.

В ту же петлю попали и немцы, вынужденные брать кредиты в Америке для поддержания местных ферм и муниципалитетов. Для них кризис обернулся еще большей катастрофой. Кроме этого, на себе прочувствовали кризис и Европа с Латинской Америкой и даже часть стран Азии.

Производство

Разорение предприятий началось с потери их стоимости акций во время краха биржи. Затем отсутствие кредитов, необходимость сокращения работников, уменьшение мощностей, все это привело к банкротству многих мелких и средних предприятий. Всего закрылось или разорилось более 50% заводов и фирм.

Безработица

Масштаб этой проблемы сложно переоценить, миллионы людей, оставшись без накоплений и работы были в панике. Те, кто потерял в один момент все, начинали думать о суициде. Известны случаи, когда целыми семьями уходили из жизни. У кого было хоть немного средств, пытались тянуть как могли. В это время в городах страны царил голод и смерть, на улицах бродили брошенные голодные дети, чьи родители не выдержали и покончили с собой или умерли от голода. Оставшиеся без жилья американцы бродяжничали и строили отдельные городки из коробок. Хотя в то время и выдавали гуманитарную помощь, ее катастрофически не хватало.

Люди, которые остались при работе, тоже жили не так уж хорошо, как до кризиса. Поначалу зарплату платили своевременно и в первоначальном размере. Но позднее ее начали быстро сокращать, задерживать, людей переводили на неполный рабочий день. Все вело к массовой безработице, которая составила в итоге более 25% (каждый 3-й).

Протесты

Борясь за собственные права, люди все чаще организовывали митинги и протесты. Часть из них заканчивалась драками и разбоями. В одну из таких акций в Детройте, названную впоследствии «Голодным маршем», полицией был открыт огонь по митингующим. В тот день пострадало более 60 человек и 4 погибло.

Разбой и преступления

Вы наверно слышали выражение «Кому война, а кому мать родная»? Именно эту фразу стоит применить к тем злополучным годам. Преступники, грабившие еще работающие банки, магазины, жилища людей, взяли большой размах. Одними из культовых преступников того времени стали Бонни и Клайд. Но не забудем и о переделе собственности и хитрых махинациях преступных группировок. Они обещали дать денег на восстановление бизнеса под маленький процент, а когда деньги были вручены и договор составлен, оказывалось, что проценты там совсем неподъемные.

Так разорялись последние предприятия. И, к слову, даже само государство прибегало к услугам мафии. Одним из самых грозных гангстеров того времени был Аль Капоне.

Последствия Великой депрессии:

  • переход к государственному регулированию в экономике, социальной сфере и т.п.
  • появление социальных гарантий: выдача пенсий, оплата отпусков и т.д.
  • международное положение и влияние США ослабло
  • промышленное производство оказалось на уровне начала 20 века
  • безработица, нищета и бродяжничество среди представителей среднего класса, включая фермеров. 25-90% детей недоедали
  • ухудшилась демографическая ситуация: упала рождаемость, набирала масштабы миграция и эмиграция
  • отмечался рост приверженцев коммунизма и фашизма
  • началось крушение Версальско-Вашингтонской системы

Помимо вышеперечисленных, имелись и другие, менее масштабные последствия Великой депрессии. Но все они самым непосредственным образом затронули простое население: рабочих, служащих, фермеров и т.п. само собой, Великая депрессия не пощадила и монополистов, но нищих и умирающих от голода магнатов было все – таки значительно меньше, чем представителей среднего звена общества.

Основные тенденции периода

Уже в начале десятилетия американский рынок начал возвращать себе лидирующие позиции после экономического кризиса 2008-2009 годов. Рост продаж стал увеличиваться, и уже в 2012 году составил порядка 13%. При этом наибольшим спросом пользуются автомобили «большой тройки»: первое место удерживал General Motors, и лишь немногим ему уступал производитель Ford.

Если говорить об основных современных тенденциях американского автопрома, то производители продолжили начатую в 2000-х годах кампанию по локализации производства – иными словами, по выпуску популярных моделей в других странах. Таким образом, в то время как европейские автомобили сходят с конвейеров североамериканских заводов, американские выпускаются в странах Западной и Восточной Европы, Азии и России.

Еще одна особенность периода – это большое количество моделей-«близнецов»

Еще одна особенность периода – это большое количество моделей-«близнецов» (чаще всего – «перелицованных», с шильдиком производителя той страны, где автомобиль продается), а также соплатформенных автомобилей.

На последних следует остановиться более подробно: еще в середине 2000-х автомобильные компании пришли к выводу, что разработка платформы в одиночку – дело экономически невыгодное. Куда продуктивнее создавать универсальную платформу, скооперировавшись с более крупным производителем или даже концерном, а после этого на уже готовой базе конструировать собственный автомобиль.

Более того, с каждым годом все больше ужесточаются экологические стандарты для силовых агрегатов, а также требования к безопасности транспортного средства. В Соединенных Штатах Америки за соблюдением последних следит Национальное управление безопасности движения на трассах (NHTSA – National Highway Traffic Safety Administration). Его основная задача – «сохранение жизней, предотвращение травм и уменьшение экономического ущерба в дорожных авариях через просвещение, исследование, безопасные стандарты и настойчивую деятельность».

Инженерные внедрения

Несмотря на значительное улучшение таких показателей грузовиков, как грузоподъемность, вместимость и скорость, модели тех лет оставались достаточно массивными и грубыми. К тому же, весьма неудобным оставалось рабочее место для водителя. Изменить последнее обстоятельство в лучшую сторону получилось благодаря введению в производство грузовых автомобилей кабин закрытого типа и оснащению моделей электрическим оборудованием. Так в кабинах грузовых машин появилось электрическое освещение. Упростили работу водителей и такие установленные на усовершенствованных моделях тех годов элементы конструкции, как:

  • пневматические шины;
  • тормоза на всех колесах с гидравлическим или пневматическим приводом;
  • амортизаторы;
  • дизельные двигатели;
  • карданная передача. 

Именно с таким оснащением был выпущен первый советский грузовик АМО Ф15. Это была очень надежная машина. Данная модель выпускалась производителем до 1930 года. Даже в наши дни можно встретить этот раритетный образец советского автопрома. Так, классический тип грузовика сложился к концу 1930-х годов. Одной из популярных моделей этой «классики» был в СССР ЗИС -5. Правда, в военные 40-е  годы ее порядком «упростили»: отделка кабины была из дерева, крылья – сварные, а фара устанавливалась лишь одна со светомаскировкой. Такой вариант обходился стране дешевле и проще в производстве. 

Стоит ли говорить, что в годы войны с фашистами были задействованы на фронте и в тылу сотни грузовиков! Еще в то время советские модели показали свою надежность и прочность. 
Но применяемый в них дизель все же не был столь совершенен, как прочностные качества конструкции в целом. Да, в нем использовались вместо карбюратора точные и дорогостоящие насос и форсунки. Но по быстроходности такой двигатель уступал бензиновому.

К тому же, в морозную погоду его было затруднительно запускать, для этой цели приходилось применять стартер и аккумулятор. А о шуме, исходящем от дизелей, и говорить не приходилось – карбюраторные моторы работали в разы тише. Темпы появления новинок в сфере грузового транспорта никогда не шли вровень со сменой моделей легковых машин – первые заметно уступали вторым в этом отношении.

Данное обстоятельство было связано с меньшим объемом выпускаемой продукции грузовых авто и слабой окупаемостью расходов на производственное оборудование. Поэтому даже сегодня можно увидеть на дорогах новейшие модели грузовиков, едущими рядом с архаичными  представителями большегрузных машин.

Крупнейшие американские автомобильные концерны 2010-х годов

Итак, прежде чем перейти к тенденциям американского автомобильного рынка данного периода, следует рассказать о крупнейших североамериканских концернах – так называемой «большой тройке». Самым крупным ее представителем является General Motors, чей годовой выпуск превышает 6 миллионов транспортных средств. В состав GM входят следующие автомобильные компании США: Cadillac, Buick, GMC, Saturn и Chevrolet. Также GM принадлежит доля акций некоторых европейских производителей (Vauxhall, Opel и Saab), а также часть азиатских (Subaru и Isuzu).

Второй по величине и объему выпускаемой в год продукции (около 4,6 миллиона) – Ford. В его состав входят американские марки Ford и Lincoln. Существовавший ранее бренд Mercury был ликвидирован в 2011 году.  

В начале десятилетия американский рынок начал возвращать себе лидирующие позиции после экономического кризиса 2008-2009 годов

И, наконец, третий – Chrysler Group LLC, годовой объем производимых автомобилей которого – 3,55 миллионов. В настоящее время к его подразделениям относятся Chrysler, Dodge, Jeep, Ram Truck, Mopar и SRT.


Dodge RAM

Chrysler

Chrysler показал, как решительная стратегия помогает оставаться на плаву даже в самые трудные времена. Для Chrysler Великая депрессия была переломным периодом, когда он поднялся от статуса стартапа до одного из членов «Большой тройки» американских автопроизводителей. Основанная в 1925 году, компания Chrysler объединилась с более крупной компанией Dodge в 1928 году. Несмотря на то, что слияние улучшило положение, Chrysler все еще имел только 8% рынка на момент начала Великой депрессии.

Как и GM, Chrysler сразу приступил к сокращению издержек: в 1930 году, когда продажи упали, компания начала закрывать заводы, уволила рабочих и снизила административные расходы почти на треть в том же году.

Тут важно понимать, что снижение издержек даже в условиях кризиса – непростое дело, так как топ-менеджмент, наоборот, настаивает на увеличении трат. Уолтер Крайслер потребовал у руководителей сокращения расходов в их отделах на 30%

Однако инженеры требовали увеличения бюджета для разработки новых продуктов, отделы продаж и маркетинга утверждали, что им необходимы дополнительные ресурсы, а К. Т. Келлер, президент подразделения Dodge, просил выделить средства на модернизацию машин и оборудования. Но в ответ Крайслер пригрозил всем немедленным увольнением, что в период страшной безработицы, стало лучшим способом простимулировать креативность среди менеджеров. Уже на следующий день на стол Крайслера легли папки с конкретными предложениями по сокращениям.

Особенно отличала Chrysler ориентация на повышение эффективности своего производства на 50% (!!!), что стало огромным конкурентным преимуществом. Сборочные линии для марки Chrysler Plymouth достигли уровня производства в 90 автомобилей в час, по сравнению с 60 автомобилями в час у GM и Ford.

Помимо эффективного управления затратами, Крайслер, понимая, что продажи в условиях сильной рецессии, скорее всего, будут происходить за счет бюджетных автомобилей, открыл новые дилерские центры и расширил рекламную и маркетинговую кампанию для Plymouth. Поскольку продажи более дорогих брендов резко упали, продажи Плимута резко выросли.

Не забывало руководство компании и о долгосрочных перспективах, особенно ввиду общенациональной программы расширения магистралей, которая провоцировала спрос на более быстрые и мощные автомобили. Соответственно, автоконцерн продолжал инвестировать в исследования и разработки даже в трудные времена. Это был первый производитель, который использовал испытания в аэродинамической трубе как часть процесса проектирования, что позволило создать более эффективные автомобили.

Ключевые модели

Chevrolet Volt. Формально, автомобиль можно отнести к 2000-м годам, так как впервые он был показан в 2007 году. Однако производство гибрида стартовало в 2010 году. Одновременно с запуском модели в производство General Motors открыл в США крупнейший в стране центр развития аккумуляторных технологий. По состоянию на май 2012 года гибрид Chevrolet Volt был продан в количестве 1 680 штук.


Chevrolet Volt

Ford Focus III. Модель изначально задумывалась как глобальная и одинаковая для всех рынков. По состоянию на начало 2013 года, ее продажи велись в 122 странах мира. Автомобиль лишился двух типов кузова (3-дверного хэтчбека и купе-кабриолета), зато приобрел новые моторы из семейства EcoBoost SCTi, шестиступенчатую преселективную коробку PowerShift и множество новых систем безопасности.


Ford Focus III

Подводя итоги, следует отметить основные тенденции американской автомобильной промышленности 21-го века. Небольшие производители объединяются в концерны, получая поддержку крупных компаний-лидеров рынка; начавшаяся в «нулевые» кампания по локализации производства продолжается до сих пор. В настоящий момент американские автомобили производятся повсеместно, что позволяет использовать местную, иногда значительно более дешевую, рабочую силу и экономить средства на экспорте популярных североамериканских моделей на другие континенты.

Помимо этого получают распространение экономичные и экологичные автомобили – компактные сити-кары, автомобили с гибридной силовой установкой и электрокары. Хотя привлечение массового покупателя к гибридам и электрокарам упирается в технологические недостатки конструкции и ее потребительские качества: запас хода подобных автомобилей недостаточно большой, а аккумуляторные батареи сложны в производстве и утилизации.

Свободное плавание

Главной заслугой Рузвельта опрошенные RT эксперты считают отказ от так называемого золотого стандарта. Ранее доллар был напрямую привязан к фиксированному количеству драгметалла. Аналогичная практика действовала во всём мире. Государство могло выпускать лишь определённое количество денег, соразмерное золотым запасам страны.

В 1933 году Вашингтон отвязал доллар от золота и пустил нацвалюту в свободное плавание. В результате доллар начал резко слабеть, а производители США получили ряд торговых преимуществ. Так, американская продукция резко подешевела за рубежом, а иностранные товары значительно подорожали в Соединённых Штатах. Впоследствии другие страны тоже начали отказываться от золотого стандарта.

«В момент падения экономики нужно пытаться ей помогать через все каналы, в том числе экспортный, но он был почти недоступен во время действия золотого стандарта — все хотели бы снизить стоимость своих валют, а это невозможно. В результате сильнее всего от Великой депрессии пострадали именно страны, долго тянувшие с отказом от золотого стандарта. В первую очередь речь идёт о Франции и Бельгии — они отказались от него только примерно в 1935 году, в отличие от Великобритании, прекратившей привязку к золоту ещё в 1931-м», — отметил Шибанов.

В 1936 году году экспорт США вырос до $3 млрд, рост ВВП ускорился до 12,9%, а уровень безработицы опустился до 13%. В то же время, экономика страны по-прежнему оставалась под давлением: в 1937 году валовой внутренний продукт США увеличился лишь на 5,1%, а в 1938-м вновь снизился на 3,3%.

«Политика «Нового курса» действительно оказала некоторую помощь безработным. Но усиление регулирования и рост налогов для предпринимателей, инвесторов и капиталистов не позволяли экономике вернуться к нормальной жизни», — считает Марк Торнтон.

Как полагает Владимир Рожанковский, во многом выйти из депрессии американской экономике помогло начало Второй мировой войны. Военная помощь европейским союзникам позволила Соединённым Штатам в 1941 году нарастить экспорт до $5,5 млрд, а темпы роста ВВП — до 17,7%.

По словам Олега Шибанова, учёные смогли проанализировать причины и последствия Великой депрессии только к 1960-м годам. После этого страны всего мира начали пересматривать политику реакции своих правительств и центробанков на кризисы.

«После 1945 года в мире много раз менялись парадигмы макроэкономики, и, вероятно, можно сказать, что только в 1980-х мир пришёл к хорошему пониманию того, что и как нужно делать. С этого времени началось Великое спокойствие, которое продолжалось вплоть до 2008 года и сопровождалось низкими колебаниями экономического роста и невысокой инфляцией. И это, безусловно, следствие Великой депрессии — она очень сильно поменяла восприятие реальности, экономики и управления реакцией на шоки», — заключил Шибанов.

30-е годы

Великая депрессия очень тяжело ударила по компании. Однако накопленный за тучные годы жирок был очень разумно использован, что позволило не только остаться компании на плаву, но и упрочить свои позиции. Массовое банкротство мелких производителей автомобилей люкс-класса позволило компании выти на первое место в США по продажам в этом сегменте рынка.

Во многом успех компании был обусловлен не только передовой технической начинкой машин Паккард, но и неординарным и очень красивым внешним видом. Этого удалось добиться благодаря мощному дизайнерскому отделению компании, которое возглавлял выдающийся дизайнер, наш соотечественник Алексей Сахновский (он был родом из Киева и уехал в США от ужасов Граждан­ской войны).

Именно в эти годы были созданы такие выдающиеся модели компании, как

  • Packard Eight;
  • Packard Phantom;
  • Packard Twelve

Packard Eight 1938 года выпуска

Packard Phantom 1934 года выпуска

Модель Twelve (12) достойна того, чтобы на ней остановиться поподробней.

Прежде всего, эта модель пришла на смену легендарной Twin Six и оснащалась 12-цилиндровым V-образным двигателем. Ещё эта модель примечательна тем, что она стала последним Паккардом Сталина.

Его ему в 1935 году подарил президент США Франклин Рузвельт. Кроме того что эта машина была хорошо бронированной, она оснащалась семиместным кузовом.

Именно такой Packard Twelwe был у отца народов

В это же время руководство компании приняло важное решение. Понимая, что продажа люксовых авто не дают нужной прибыли из-за мизерности продаж, было принято решение начать произ­водство более доступных автомобилей

Модели компании были разделены на «младшие» и «старшие». Старшие были описаны выше, а к «младшим» относились следующие модели:

  • Packard 115;
  • Packard 120;
  • Packard 160.

Несмотря на то, что это решение в краткосрочном периоде времени заметно улучшило финансо­вое состояние компании, во многом именно оно в будущем сыграло для компании роковую роль. Дело в том, что появление «народных» автомобилей под маркой Паккард девальви­ро­вало имидж компании, заметно снизив её престижность.

История автомобилестроения в Европе: современная эпоха

Современная эпоха европейского автомобилестроения также внесла свою техническую лепту. Технологические достижения во многом определяются спросом и новыми вызовами. К наиболее важным тенденциям можно отнести:

  • улучшение экологических и норм безопасности, что предопределило появление каталитических нейтрализаторов и широкое применение дизельных двигателей, а также поиск альтернативных видов безопасного топлива;
  • гибридные системы, сочетающие двигатель, аккумулятор и электромотор, к ним относят и популярные сейчас микрогибридные автомобили;
  • улучшение ходовых качеств, которые способствовали массовое внедрение полного привода, электронных систем и запчастей, повышающих безопасность вождения.

Технологические тенденции активно смещаются в направлении человеко-машинных интерфейсов. Подобные разработки ведутся целым рядом автомобилестроительных компаний. В настоящий момент речь идет об изменении устоявшей в XX веке автомобильной платформы, это будет уже новая страница истории автомобилестроения в Европе.

General Motors

Дело не в том, что специалисты GM сумели предсказать Великую депрессию в отличие остальных. Как сказал Альфред П. Слоун, президент и впоследствии председатель GM с 1923 по 1956 год: «было бы несправедливо заявлять о каком-то особом предвидении с нашей стороны; не больше, чем кто-либо другой, мы видели приближение депрессии…. Мы просто научились быстро реагировать».

GM действовала решительно, сокращая издержки: законсервировала заводы, уволила рабочих, быстро сократила производство авто среднего и дорогого сегментов, а также сократила на треть даже производство безубыточной марки Chevrolet. Для того, чтобы сократить число уже произведенных машин, GM снизила цены на свои дорогие автомобили на целых 70%, что было бы немыслимо ни при каких других обстоятельствах.

GM сумела сохранить низкие постоянные издержки и часть финансового риска переложить на поставщиков, что позволило быстро сократить производство, когда спрос рухнул. Компания использовала один и тот же двигатель и детали для разных марок машин, чтобы уменьшить объемы комплектующих на складах и способствовать созданию гибких мощностей. Кроме того, для повышения эффективности компания объединила отделы продаж между брендами среднего сегмента.

В основе успеха GM во время Великой Депрессии лежало ее решение перестроить свою политику предложения так, чтобы она соответствовала потребностям покупателей, материальное состояние которых резко сократилось. GM расширила свое присутствие на рынке недорогих автомобилей, переключив производство с высококлассных брендов на Chevrolet.

Ford

Ford стала первой компанией, которая начала производить и продавать автомобили в гигантских масштабах, так что, по идее, именно ее руководство должно было быть хорошо подготовлено к Великой Депрессии. Однако нерешительность и отсутствие гибкости привели к снижению продаж и потере доли рынка на 12 процентных пунктов. Из претендента на лидерство на рынке Ford переместился на третье место. Будучи самой вертикально интегрированной компанией в отрасли, Ford в полной мере ощутил на себе финансовые последствия снижения продаж из-за стабильно высоких производственных издержек. Слабый финансовый учет Ford и плохое управление бизнесом затрудняли сокращение расходов. Будучи не в состоянии контролировать расходы, Ford попытался увеличить свои цены в разгар Великой Депрессии, что, конечно, дало отрицательные результаты.

В отличие от GM, которая закупала иностранные детали и комплектующие для того, чтобы выпускать готовые автомобили в стране, Ford производил детали в Соединенных Штатах, а затем отправлял их за границу для сборки. Эта практика сделала Форда уязвимым для растущего протекционизма, так как ввозные тарифы выросли чуть ли не в два раза.

Стремясь наверстать упущенное, Ford в 1932 году выпустил на рынок новую модель V8. Однако автомобиль не соответствовал потребностям рынка и ожиданиям потребителей – он был и дороже, и менее надежным, чем конкуренты.

Ford, конечно, пережил Великую депрессию, но с серьезными последствиями. Компании потребовались годы для того, чтобы возместить те потери, которые она понесла в те неспокойные годы.

М-1

История создания ГАЗ-М идентична истории ГАЗ-А. Нужен был новый автомобиль и «донора» вновь взяли из-за океана. Только нас ей раз им стал Ford Model B. И опять прародитель был немного устаревшим. Договор между двумя странами был подписан в 1934 году, а «американец» уже должен был уступить место на конвейере более современной модели.

Кстати, в Союзе автомобиль носил лаконичное название «Эмка». Так в честь себя назвал машину тогдашний председатель Совнаркома товарищ Молотов. Но когда умер Сталин, он проиграл дуэль с Хрущевым и отправился на задворки политической жизни страны. А к названию авто добавили ГАЗ, чтобы нейтрализовать культ личности.

За ту «пятилетку» советский автопром сделал гигантский шаг вперед. Поэтому М-1 благодаря стараниям инженеров оказался более «продвинутым», нежели американский донор. Основные изменения затронули ходовую часть. Ее, что называется, «подготовили» к отечественным реалиям. У «Эмки» усилили подвеску, изменили настройки руля и тормозов.

Изменения не коснулись лишь мотора. Да и то только из-за того, что советские инженеры пока не научились делать «гражданские» моторы и трансмиссии.

Зато, в отличие от прародителя, двигатель в М-1 крепился на специальном эластичном каркасе, а не прикручивался к раме. Это продлевало жизни авто в жестких условиях эксплуатации.

Политика невмешательства

После обвала фондового рынка в 1929 году ФРС начала вновь постепенно снижать процентную ставку. В декабре 1930-го показатель достиг 4,5%, в июле — 2,5%, а к 1 июня 1931 года — 1,5% годовых. Но действия регулятора уже не могли остановить развитие кризиса. Об этом RT рассказал глава отдела макроэкономического анализа Saxo Bank Кристофер Дембик.

«Усилий ФРС было недостаточно для того, чтобы восстановить доверие и оптимизм инвесторов в долгосрочной перспективе. Кроме того, бездействие правительства США усилило влияние финансового кризиса на реальную экономику», — отметил эксперт.

Руководство США придерживалось политики невмешательства и на первых этапах кризиса не принимало радикальных мер для выхода страны из депрессии. Как полагал тогда президент страны Герберт Гувер, со временем рыночная экономика должна была восстановиться самостоятельно.   

Впрочем, по мере усиления кризиса администрация президента всё же решила вмешаться в процесс. В 1931 году была создана Национальная кредитная организация — фонд помощи наиболее пострадавшим банкам. В 1932 году организацию преобразовали в Финансовую корпорацию реконструкции. За счёт государственных расходов и субсидий власти начали поддерживать не только банковский сектор, но и промышленность, сельское хозяйство, а также бороться с безработицей. Вместе с тем руководство Соединённых Штатов слишком поздно приняло необходимые меры и не сумело побороть возникшую в экономике депрессию.

«Нужно понимать, что реакция реальной экономики на финансовые проблемы рынка акций оказалась сильной из-за бездействия государства. Если бы программа увеличения госрасходов и немедленного снижения ставок началась чуть раньше, непрерывного падения экономики в течение четырёх лет не произошло бы», — отметил Олег Шибанов.

Несмотря на то что на президентских выборах 1932 года республиканец Гувер выдвигал свою кандидатуру на второй срок, обнищавшие американцы отдали свои голоса представителю демократической партии Франклину Рузвельту. Его администрация разработала экономическую программу «Новый курс», благодаря которой Соединённые Штаты начали постепенно выходить из депрессии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История движения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector