Трактор МТЗ-80: применение
Изначально сельскохозяйственная модель МТЗ-80 в скором времени приобрела популярность и в других сферах деятельности. Завод выпустил лесопромышленную версию, машину на гусеничном ходу для слабонесущих грунтов и условий трудной проходимости, а также модификации с бульдозерным оборудованием.
«Беларус» МТЗ-80 успешно применяется в коммунальном хозяйстве и строительстве. Трактор может быть использован для транспортировки и буксировки. Достаточная мощность, высокая производительность и неприхотливость в обслуживании сделали МТЗ-80 поистине универсальным. Техника выпускается по сей день с небольшими дополнениями и доработками.
Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:
Устройство двигателей тракторов МТЗ: МТЗ-80, МТЗ-82 и МТЗ-80Л, МТЗ-82Л
На тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 и МТЗ-80Л, МТЗ-82Л установлен четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель номинальной мощностью 80 л. с.: соответственно Д-240 (с электростартером) и Д-240Л (с пусковым двигателем).
В двигателе применена неразделенная камера сгорания с объемно-пленочным смесеобразованием. Часть впрыскнутого топлива распиливается в объеме камеры сгорания, а другая растекается по ее поверхности, образуя тонкую пленку. Первая часть топлива интенсивно перемешивается с потоком сжатого нагревшегося воздуха, активно испаряется и сгорает: происходит процесс так называемого предварительного воспламенения топлива. Камере сгорания придана шатровая форма, которая способствует созданию завихрений воздушного потока и лучшему перемешиванию топлива и воздуха. Вторая часть топлива (в виде пленки) испаряется с внутренней стороны, нагреваясь от стенки камеры сгорания, и с наружной, соприкасаясь с потоком сжатого нагревшегося воздуха (последующее воспламенение топлива). Постепенно развивающийся процесс сгорания топлива создает условия для экономичной и, как говорят, мягкой работы двигателя, которая характеризуется плавно нарастающими нагрузками на кривошипно-шатунный механизм.
Рис. Схема камеры сгорания: 1 — форсунка; 2 — головка блока; 3 — гильза; 4 — поршень; 5 — камера сгорания.
Рис. Двигатель Д-240: а — вид справа; б — вид слева: 1 — поддон блок-картера; 2 — задний лист; 3 — венец маховика; 4 — маслозаливная горловина; 5 — фильтр грубой очистки топлива; 6 — воздухоочиститель; 7 — выпускной коллектор; 8 — головка блока цилиндров; 9 — электрофакельный подогреватель; 10 — генератор; 11 — корпус термостата; 12 — вентилятор; 13 — водяной насос; 14 — ремень вентилятора; 15 — передняя опора; 16 — блок-картер; 17 — центробежный масляный фильтр: 18 — сапун; 19 — масломерная линейка; 20 — топливный насос; 21 — форсунка; 22 — механизм аварийного останова; 23 — впускной коллектор; 24 — фильтр тонкой очистки топлива; 25 — стартер.
Рис. Двигатель Д-240Л (вид слева): 1 — воздухоочиститель пускового двигателя; 2 — пусковой двигатель; 3 — стартер пускового двигателя; 4 — редуктор пускового двигателя (остальные детали такие же, как у двигателя Д-240 на рисунке выше).
На рисунке а и б показан общий вид двигателя Д-240, а на рисунке 5 — общий вид двигателя Д-240Л. Эти рисунки не только дают представление о внешнем виде двигателя, но и позволяют ознакомиться с взаимным расположением его основных и вспомогательных узлов, механизмов и устройств.
Как и всякий дизель, двигатель Д-240 (Д-240Л) состоит из ряда механизмов и систем. Главные из них кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы и системы смазки, охлаждения, питания и пуска.
Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Механизм газораспределения предназначен для впуска в цилиндр порций воздуха и выпуска из него отработавших газов в строго определенные моменты и промежутки времени.
Система смазки служит для подвода смазочных материалов к трущимся деталям с целью уменьшения трения между ними, а также частичного отбора тепла.
Система охлаждения необходима для поддержания нормального теплового режима двигателя. В дизельных двигателях применяется жидкостная (обычно водяная) система охлаждения.
Система питания предназначена для точно дозированной и своевременной подачи топлива в цилиндры двигателя.
Система пуска служит для запуска двигателя.
На рисунке ниже (а и б) показаны разрезы двигателя Д-240 (Д-240Л), которые позволяют ознакомиться с его общим устройством, рассмотреть его основные механизмы, узлы и системы.
Рис. Двигатель Д-240 (Д-240Л): а — продольный разрез; б — поперечный разрез: 1 — коленчатый вал; 2 — масляный картер; 3 — приемник масляного насоса; 4 — масляный насос; 5 — амортизатор; 6 — вентилятор; 7 — водяной насос; 8 — поршневой палец; 9 — поршень; 10 — клапан; 11 — валик коромысел; 12 — воздухоочиститель; 13 — штанга; 14 — маховик; 15 — распределительный вал; 16 — шатун; 17 — гильза; 18 — масляный фильтр; 19 — фильтр грубой очистки топлива; 20 — выпускной коллектор; 21 — головка; 22 — крышка головки; 23 — колпак крышки; 24 — электрофакельный подогреватель; 25 — впускной коллектор; 26 — форсунка; 27 — фильтр тонкой очистки топлива; 28 — топливный насос.
Трактор МТЗ-80: применение
Изначально сельскохозяйственная модель МТЗ-80 в скором времени приобрела популярность и в других сферах деятельности. Завод выпустил лесопромышленную версию, машину на гусеничном ходу для слабонесущих грунтов и условий трудной проходимости, а также модификации с бульдозерным оборудованием.
«Беларус» МТЗ-80 успешно применяется в коммунальном хозяйстве и строительстве. Трактор может быть использован для транспортировки и буксировки. Достаточная мощность, высокая производительность и неприхотливость в обслуживании сделали МТЗ-80 поистине универсальным. Техника выпускается по сей день с небольшими дополнениями и доработками.
Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:
Двигатель Д240
Д240 — мощный мотор, который начали выпускать на Ярославском моторном заводе в начале 1970-х годов. Мощность разных версий составляла от 360 до 800 л.с., которая в свою очередь обеспечивалась наличием в нём 12 цилиндров, с диаметром в 13см и ходом поршня в 14см. Двигатель Д 240 также выпускались и на Минском тракторном заводе. Отличие от ЯМЗовских движков проявлялось в меньшем количестве цилиндров, а также в меньшем их диаметре и меньшем ходе поршня.
- Высокая мощность
- Долговечность (при должном уходе и своевременном обслуживании)
- Долго живучие коренные подшипники коленного вала
- Наличие гидромуфты как привода вентилятора охлаждения
- Отсутствие трещин головки блока цилиндров
- Сложность ремонта
- Для капитального ремонта необходимо большое количество запчастей
- Стоимость запчастей для капремонта
- Большой расход топлива
Как и другие, аналогичные ему моторы, двигатель ЯМЗ Д 240 состоит из газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов, а также из:
- Системы охлаждения
- Смазочной системы
- Системы запуска
- Системы питания
Какие есть модификации
На основе базовой модели МТЗ 82 изготовлялись следующие модификации трактора:
- МТЗ 82.1 с коническими редукторами в приводе переднего моста;
- МТЗ 82.2, отличающийся использованием планетарных редукторов в ступицах переднего моста;
- шасси МТЗ 82 МК, предназначенное для установки коммунального оборудования;
- МТЗ 82 Р, созданный для обработки рисовых плантаций;
- версия МТЗ 82 Н, предназначенная для длительной работы на склонах с уклоном до 8°;
- модификация МТЗ 82 К, допускающая работу на крутых косогорах;
- трактор МТЗ Л 82.2, оснащенный защитной клеткой кабины для работы в лесном хозяйстве;
- Беларус 820, отличающийся обновленным оформлением кабины и капота.
Трактор МТЗ 82.1.
Универсально-пропашной МТЗ-82
К наиболее популярной продукции, которую производит Минский тракторный завод, относят универсально-пропашной трактор МТЗ 80 и трактор МТЗ 82.
Первым с конвейера в 1974 году сошла модель Беларус 80, затем началось производство Беларус 82, унифицированным с аналогом на 75%.
Этот вариант с полным приводом, что повышало эксплуатационные качества, которые позволяли использовать на тяжелых почвах с производительным навесным оборудованием. Достоинства:
- простым устройством трактора;
- мощным экономичным силовым агрегатом;
- качественной трансмиссией;
- производительной гидравлической системой;
- надежностью;
- доступной ценой;
- ремонтопригодностью.
Все эти качества обеспечили белорусскому трактору востребованность, что позволяет, после проведенного ряда модификаций, осуществлять выпуск модели в настоящее время. Беларусь МТЗ 82 послужил основой для создания ряда специализированных моделей:
- 82МК – уборочная коммунальная машина;
- 82Р – вариант для возделывания рисовых полей;
- 82К – для сельхозработ на крутых склонах с возможностью дополнительной специализации прицепного и навесного оборудования;
- Л 82.2 – лесохозяйственный трактор, оснащенный дополнительной защитой для кабины.
Конструкция
Полностью реверсивный механический трансмиссионный блок трактора позволял эффективно управлять машиной во всех диапазонах скоростей как при перемещении машины вперед, так и при движении задом.
Некоторые модификации 40 Беларуса оснащались ходоуменьшителем, позволявшим трактору работать на малых скоростях.
Конструктивные особенности машины позволяли агрегировать ее с большинством прицепно-навесных механизмов, предназначенных для работы с другими моделями производства Минского тракторного завода. Причем, трактор мог работать с оборудованием, предназначенным и для более мощных, чем МТЗ-40 машин.
На тракторе использована традиционная для машин производства Минского тракторного завода компоновка – установленная позади двигателя кабина, не препятствующая доступу к силовой установке для ее ремонта и технического обслуживания и большие задние колеса.
Передние, направляющие движение трактора, колеса меньшего размера устанавливались на специальной пружинной подвеске.
Трактор оснащался шинами с рисунком, напоминающим елочный силуэт, которые обеспечивали машине отличную проходимость при работе на грунтах разной влажности и сыпучести.
Для запуска двигателя использовался специальный пусковой карбюраторный мотор.
Основными недостатками машины являлись:
- Проблемный запуск силовой установки в условиях низких температур;
- Неудобное размещение органов управления движением машины и работой навесного оборудования.
Устройство
Модель МТЗ-80 имеет комбинированное устройство, так как в передней части роль несущей конструкции играет передняя полурама, а в задней части с этой задачей справляется корпус трансмиссии.
Внешне агрегат обладает аккуратным внешним видом и небольшой шириной. Элементы подкапотного пространства прикрываются откидным щитком, служащим крышкой капота. За элементами подкапотного пространства находится кабина водителя. Так как она расположена над деталями трансмиссии, то для доступа к кабине установлена компактная подножка. Позади кабины расположен механизм навески и каналы гидросистемы для установки навесного гидравлического инвентаря.
8 – корпус понижающего редуктора и сцепления; 14 – устройство компрессора; 15 – насос для подачи топлива; 16 – дизельный мотор; 17 – бензиновый пусковой двигатель; 18 – механизм задней навески; 19 – коробка передач трактора; 20 – редуктор пускового мотора.
Габаритные размеры
Габаритные размеры, мм: | ||
длина (по концам продольных тяг) | 3815 | 3930 |
ширина (по выступающим концам полуосей задних колес) | 1970 | |
высота: | ||
по облицовке | 1615 | 1665 |
по кабине | 2470 | |
Продольная база, мм | 2370 | 2450 |
Колея, мм: | ||
по передним колесам | 1200-1800 | 1300-1800 |
по задним колесам | 1350-2100 | |
Дорожный просвет, мм: | ||
под рукавами полуосей заднего моста | 650 | |
под передней осью | 650 | – |
под рукавами полуосей переднего моста | – | 650 |
под задним мостом | 470 | |
под корпусом переднего моста | – | 590 |
Радиус поворота посредине следа внешнего переднего колеса при колее 1400 мм с подтормаживанием внутреннего заднего колеса, м | 4,1 | 4,3 |
Конструктивная масса (с кабиной, но без дополнительного оборудования и балластных грузов), кг | 3160 | 3270 |
Наибольшая масса буксируемого прицепа, кг | 12000 | 12000 |
Наибольшая масса орудия навешиваемого сзади при установке дополнительных грузов на передний брус, кг | 900 | 900 |
Углы подъема (спуска) без прицепа, град | 20 | 20 |
Глубина преодолеваемого брода, м | 0,85 | 0,85 |
Кабина
Изначально Беларус 82 комплектовался так называемой малой кабиной. Первоначальное использование маленькой кабины помогло быстро освоить производство данного трактора. Относительными ее достоинствами можно считать:
- простоту конструкции;
- малый вес;
- небольшие габариты.
Все это позволяло легко снять кабину и выполнить необходимый ремонт в условиях сельских мастерских.
Но недостатков такая кабина имела гораздо больше. Прежде всего, она не могла обеспечить комфортабельные условия работы механизатора. Основными считаются:
- отсутствие обшивки и как следствие низкая шумоизоляция и слабая пылезащита;
- недостаточные размеры остекления и прежде всего высота заднего стекла не позволяли вести качественный обзор;
- отсутствия штатного отопителя;
- низкое качество электросхемы щитка приборов.
К основным таким операциям следует отнести:
- установка самодельного отопителя;
- монтаж войлочной обшивки;
- применение увеличенных боковых зеркал;
- установка самодельного дворника заднего стекла.
Но, выполненный самостоятельным способом тюнинг старой кабины трактора МТЗ 82 вносил локальные изменения в условия труда механизаторов, поэтому выпуск новой модификации трактора МТЗ с большой кабиной заметно повысил комфорт, и как следствие производительность труда механизаторов.
Навесное оборудование
Кроме работы с сельскохозяйственным оборудованием, трактора «МТЗ-82.1» широко используются в качестве базовых машин для выполнения самого широкого спектра работ в агрегате с бульдозерным, экскавационным, погрузочным, коммунальным и иным оборудованием в строительстве, коммунальном хозяйстве, промышленности, а также на транспортных работах и для привода различных стационарных машин.
от обширный, но далеко не полный список рабочего оборудования для агрегатирования с «МТЗ-82.1»:
- В сельском хозяйстве – плуги, бороны, культиваторы, сеялки, разбрасыватели удобрений, рыхлители и окучники, сенокосилки, пресс-подборщики, стогомёты, катофелесажалки/копалки, грабли-ворошилки, транспортные прицепы.
- В лесном хозяйстве – бревнозахваты, погрузчики.
- В строительном и коммунальном хозяйстве – фронтальные погрузчики, экскавационные навески, коммунальные и строительные бульдозерные отвалы, буровые установки, гидромолоты, подметально-уборочные машины, льдоскалыватели, прицеп-цистерны, пескоразбрасыватели, навесные вакуумные пылесосы, стрелы грузоподъёмные, шнекороторное оборудование для уборки снега.
Дополнительное оборудование
Из дополнительного оборудования, не предусмотренного базовой комплектацией, на трактор МТЗ-82.1 можно также установить:
- ходоуменьшитель;
- боковой вал отбора мощности;
- приводной шкив;
- сменный хвостовик заднего ВОМа;
- реверс-редуктор;
- дополнительные грузы;
- защитное устройство хвостовика ВОМ-2;
- предпусковой подогреватель;
- гидрофицированный крюк;
- пневматический переходник;
- поперечину прицепного устройства (ТСУ-1-Ж);
- буксирное устройство ТСУ-З-К;
- кронштейн с разрывными муфтами;
- шланги сцепки;
- левый регулируемый раскос навесного устройства;
- проставку для установки сдвоенных задних колес;
- аптечку;
- дополнительное сиденье и т.д.
Наиболее частые поломки моделей
К типичным неисправностям тракторных двигателей относят:
- Воздух в ТС. Для устранения проблемы ее прокачивают помпой ручной подкачки, устраняют подсос.
- Неполадки и дефекты ТС. Снимают насос и отправляют на СТО для диагностики и ремонта.
- Отсутствие тяги. Ремонтируют ТС — регулировка насоса, замена фильтра при засорении, промывка распылителей, очистка сопла, проверка воздухоочистителя, турбокомпрессора, р егулировка зазоров газораспределительного механизма.
- Появление черного дыма. Возможные причины — засорение воздухоочистителя, неисправность насоса подачи топлива и форсунок, неправильная регулировка тепловых зазоров механизма газораспределения. Производят ТО или замену элементов и соответствующие регулировки.
- Появление белого дыма. Причина- попадание в камеру сгорания двигателя охлаждающей жидкости. Неисправность — пробита прокладка между блоком двигателя и головкой газораспределения. Устранение — демонтаж головки и замена прокладки.
- Закипание охлаждающей радиаторной жидкости. Производят очистку радиатора и водяной рубашки блока цилиндров от накипи , регулируют натяжение ремня вентилятора .
Технические характеристики МТЗ-82.1, масса
Основной особенностью трактора, принадлежащего к тяговому классу 1,4, является то, что это полноприводная модель. Также белорусский производитель оснастил машину большой кабиной оператора (по сравнению с остальными машинами серии).
Масса МТЗ-82.1
В состоянии отгрузки с завода
3 850 кг (+/- 100 кг)
Максимальная масса буксируемого прицепа (по грунтовым и дорогам с покрытием)
Ходовая часть МТЗ-82.1
Колея задних колес
1 350-2 050 мм (для трактора с ГУР);
1 410-1 970 мм (для трактора с ГОРУ).
Колея передних колес
Глубина преодолеваемого брода
Угол подъема/спуска на сухом незадерненном грунте
- 20° (без прицепа)
- 12° с прицепом)
Диапазон скоростей движения при выключенном понижающем редукторе: от 2,5 км/ч (на 1-й передаче) до 33,4 км/ч (на 9-й передаче). При движении задним ходом трактор МТЗ-82.1 развивает скорость от 5,27 км/ч (1-я передача) до 8,89 км/ч (2-я передача).
При включенном понижающем редукторе возможные скорости — от 1,89 км/ч (I) до 25,25 км/ч (IX), при движении задним ходом — от 3,98 км/ч до 6,78 км/ч (1-я и 2-я передачи соответственно).
Температурный диапазон, при котором возможна эксплуатация МТЗ-82.1, — в пределах от минус 40 до плюс 40 градусов Цельсия. Тип климатического исполнения — У1/Т1.
Трактор МТЗ-80: история
Трактор МТЗ-80 стал продуктом глубокой модернизации машин МТЗ-50 и МТЗ-52. Первый прототип был создан в 1970 году. Начало конвейерного производства было положено в 1974 году на Минском тракторном заводе. Выпуск тракторов был учрежден постановлением Совета Министров СССР
Из этого можно сделать вывод, что МТЗ-80 был стратегически важной машиной для советского сельского хозяйства
Совет постановил в пользу создания нового трактора 1,4 тягового класса с мощностью 75-80 л.с.. Чтобы ускорить создание новой машины, было принято решение о модернизации существующих МТЗ-50 и МТЗ-52. Получившийся в итоге МТЗ-80 на 70% унифицирован с предшественниками. Такой подход позволил также сократить затраты на переоборудование заводов, выпускавших модификацию.
Конструкция машины претерпела значительные изменения. Причем они коснулись как внутреннего устройства, так и внешнего вида. Конструктивные изменения были внесены преимущественно в двигатель. Он стал мощнее и производительнее. Внешний облик трактора был дополнен новой кабиной и обшивкой.
Традиционная полурамная компоновка была сохранена. Двигатель по-прежнему располагается в передней части. На МТЗ-80 установили новые задние колеса увеличенного диаметра и передние колеса уменьшенного диаметра. Испытания новой машины были окончены в 1972 году полным успехом. На момент окончания мероприятий были определены агрегатируемые орудия и устройства, количество которых превысило 200 модификаций. На сегодняшний день МТЗ-80 «Беларус» остается одним из самых универсальных тракторов общего назначения.
Увеличенная скорость движения позволила использовать технику для транспортировки грузов и буксировки на задней сцепке. Через год после освоения выпуска в 1974 году было запущено производство МТЗ-80 на гусеничном ходу.
Наиболее частые поломки моделей
К типичным неисправностям тракторных двигателей относят:
- Воздух в ТС. Для устранения проблемы ее прокачивают помпой ручной подкачки, устраняют подсос.
- Неполадки и дефекты ТС. Снимают насос и отправляют на СТО для диагностики и ремонта.
- Отсутствие тяги. Ремонтируют ТС — регулировка насоса, замена фильтра при засорении, промывка распылителей, очистка сопла, проверка воздухоочистителя, турбокомпрессора, р егулировка зазоров газораспределительного механизма.
- Появление черного дыма. Возможные причины — засорение воздухоочистителя, неисправность насоса подачи топлива и форсунок, неправильная регулировка тепловых зазоров механизма газораспределения. Производят ТО или замену элементов и соответствующие регулировки.
- Появление белого дыма. Причина- попадание в камеру сгорания двигателя охлаждающей жидкости. Неисправность — пробита прокладка между блоком двигателя и головкой газораспределения. Устранение — демонтаж головки и замена прокладки.
- Закипание охлаждающей радиаторной жидкости. Производят очистку радиатора и водяной рубашки блока цилиндров от накипи , регулируют натяжение ремня вентилятора .