Тяговая аккумуляторная батарея представляет собой источник питания для электрического устройства, которое используется как тяговый механизм. В отличие от стартерного аккумулятора, рассчитанного на кратковременную подачу высокого тока при запуске двигателя, тяговая АКБ может обеспечить питание оборудования в постоянном режиме, пока запас энергии в ней не будет исчерпан, после чего ее нужно заряжать от электросети. Подобные аккумуляторы используются для различной складской техники, в том числе и для электропогрузчиков. Выбирая тяговые АКБ для такого оборудования, следует учитывать множество критериев.
Разновидности
Существует несколько видов тяговых аккумуляторных батарей, каждый из которых характеризуется определенными особенностями:
- Кислотные батареи основаны на отрицательных или положительных пластинах, для последних характерна панцирная или трубчатая структура, заполняются они диоксидом свинца, отрицательные же представляют собой решетку, заполняются массой свинца губчатого, те и другие пластины находятся в водном растворе серной кислоты; это весьма долговечные батареи, выдерживать они способны полторы тысячи циклов;
- В щелочных батареях в качестве электролита жидкого содержится раствор металлов щелочных, ток вырабатывается в процессе электролиза, корпус может быть как пластиковым, так и металлическим; такие батареи выдерживают не более 1000 циклов зарядки, емкость у них вдвое меньше, чем у кислотных, а служат максимум четыре года, поэтому их редко применяют для электропогрузчиков;
- Литий-ионные по своей структуре напоминают те батареи, которые используют в цифровой или бытовой технике. Зарядка их занимает от 2 до 4 часов, производить ее можно в любое время, не дожидаясь, когда батарея разрядится, а потребление энергии при этом на 30% ниже, чем у любых других батарей; срок службы варьируется от 3 000 до 5 000 циклов, компактные размеры и небольшой вес упрощают использование, но стоят такие АКБ достаточно дорого.
- Литий-железо-фосфатные батареи по устройству сходны с литий-ионными, но в состав материала для катода входит фосфат лития-железа, удельная плотность заряда у них несколько меньше, но рабочий ресурс больше, а термоустойчивость выше. Важная особенность аккумуляторных батарей данной разновидности заключается в том, что они сохраняют стабильное напряжение в процессе разряда, это дает возможность обеспечивать эффективное действие электропогрузчика как при 100% заряда, так и при 20%.
Кроме того, кислотные тяговые АКБ подразделяются на обслуживаемые и необслуживаемые. В батареях первого типа в качестве электролита используется жидкий водный раствор серной кислоты, в процессе работы постепенно испаряющийся, поэтому уровень его нужно регулярно проверять и доливать дистиллированную воду, иначе произойдет сульфатизация батареи. Для этой цели в корпусе имеется отверстие с пробкой. Заряжают такие батареи в специально отведенном помещении, время варьируется от 10 до 14 часов в зависимости от вида зарядного устройства и емкости, можно ускорить процесс, используя систему перемешивания электролита. Выбирать батареи такого типа можно только в том случае, если на складе присутствует персонал, способный обеспечить надлежащее обслуживание тяговых батарей.
В необслуживаемых батареях вместо водного раствора используются газ и серная кислота в форме геля, поэтому такие АКБ иначе именуются гелевыми. Будучи герметизированными, они не предполагают обслуживания. Гелевые АКБ считаются прогрессивным вариантом, поскольку заряжаются быстрее и служат дольше других, электролит не расслаивается и не вытекает. В процессе зарядки они не выделяют вредных веществ, следовательно, выделять для этой цели особое помещение не нужно. Такие АКБ можно использовать на объектах, где предъявляются особые требования к чистоте воздуха, например, на пищевых предприятиях. Но стоят они дороже, а в случае нарушения герметичности ремонту не подлежат – заменить электролит невозможно, приходится приобретать новую батарею.
Характеристики
Подбирая тяговую аккумуляторную батарею для электропогрузчика, необходимо учитывать несколько параметров:
- Емкость определяется площадью положительных свинцовых пластин в батарее, от данного показателя зависит, сколько времени может работать батарея без подзарядки, чем она выше, тем удобнее, но АКБ с большей емкостью и весят больше, и заряжаются дольше. Чтобы найти оптимальное соотношение, нужно учитывать степень нагрузки на объекте – чем она выше, тем больше должна быть емкость.
- Номинальное напряжение в среднем составляет 2 В для одного элемента, чем их больше, тем выше данный показатель. Напряжение тяговой АКБ должно соответствовать напряжению электропогрузчика, которое указывается в технической документации к нему, если документы потеряны, можно найти эту информацию для соответствующей модели в Интернете.
- Длительность работы измеряется в циклах «заряд-разряд» и варьируется в среднем от 1200 до 1500 циклов, но различается у разных типов батарей – в частности, и литий-ионных АКБ этот показатель выше, чем у щелочных.
- Саморазряд – это потеря емкости непосредственно после зарядки, когда энергия не потребляется. Такая особенность присуща многим батареям. Как правило, максимальный саморазряд наблюдается в первые сутки после зарядки, уменьшаясь в дальнейшем. Степень саморазряда варьируется в зависимости от конструкции батареи, но лучше, если он не превышает 3% в месяц.
- Допустимые разрядные токи, стабильность напряжения при разряде – по данному показателю лучшими справедливо считаются литий-железо-фосфатные АКБ. Тяговые аккумуляторные батареи данного типа способны выдерживать пиковый разрядный ток, достигающий 25 С, а также продолжительное действие высокого напряжения. Такие особенности позволяют использовать литий-железо-фосфатные батареи для устройств с высокими нагрузками.
- Габариты АКБ подбирают с учетом особенностей электропогрузчика – если батарея по размерам не соответствует месту, отведенному для нее, подключение ее не представляется возможным.
- Масса АКБ – требования к этой характеристике тоже приводятся в технической документации к электропогрузчику, там указывается минимальный вес батареи; если масса тяговой аккумуляторной будет ниже требуемого значения, возможно нарушение устойчивости при подъеме тяжелого груза, вследствие чего работа становится опасной.
При выборе тяговой АКБ имеет значение, какая зарядная установка используется на объекте. Чем она слабее, тем более высокой должна быть емкость аккумуляторов. Для зарядки обслуживаемых батарей требуется помещение с вытяжкой, в полной мере соответствующее пожарным требованиям, особенно если речь идет о крупном объекте, где приходится заряжать одновременно более десяти аккумуляторов. Это связано с тем, что в финальной стадии заряда обслуживаемые аккумуляторы выделяют водород, при отсутствии вытяжки он скапливается в непроветриваемой части помещения под потолком, и возникает риск самодетонирования. Если нет возможности обеспечить надлежащие условия для зарядки батарей, во избежание катастрофы лучше использовать гелевые АКБ.
Комплектация
По комплектации различают залитые и не залитые (сухие) тяговые аккумуляторные батареи. В первых содержится электролит, сухие же батареи электролита не содержат, его нужно заливать, а затем производить непродолжительный заряд.
Основное достоинство залитого аккумулятора заключается в том, что его сразу же можно устанавливать на электропогрузчик и использовать, он не требует предварительной подготовки. Но и у не залитых АКБ имеются определенные преимущества:
- При отсутствии электролита не происходят химические реакции, что допускает долгосрочное хранение, в то время как залитую аккумуляторную батарею можно хранить не больше полугода.
- Вес сухой батареи значительно меньше, чем залитой, что облегчает ее транспортировку, уменьшая расходы на нее. К числу опасных грузов такой аккумулятор не относится, следовательно, требования к его перевозки менее строги, чем в отношении залитых батарей.
- Срок годности таких АКБ выше.
Компания «Планета запчастей» предлагает качественные тяговые аккумуляторные батареи XUNQI и JAC, которые подходят для электропогрузчиков JAC, Heli, Dalian, HC, Maximal и других брендов.