Двигатель УМЗ-4216
Это современный бензиновый мотор, который отвечает экологическим требованиям стандарта евро 4. Среди основных преимуществ:
хорошая тяга на «низах», что особенно важно для Газели. Ведь немало этих машин работают внутри города, например, развозят товары – и крутящий момент в таком случае водителю просто необходим;
сбалансированный набор технических характеристик, подобранный специально для таких автомобилей, как Газель
Ведь специалисты ГАЗа и УМЗ работают бок о бок, поскольку на сборочный конвейер эти моторы поставляются только в Нижний Новгород – и никуда более;
простота ремонта и обслуживания.
Сперва, правда, водители и сотрудники сервисов восприняли новичка «в штыки» – они просто за много лет уже привыкли к двигателям ЗМЗ и не хотели с ними расставаться. Но это пришлось сделать, ведь новую Газель Бизнес с ЗМЗ не купить. Поэтому конструкцию ульяновского агрегата постепенно изучили все, кто с этими двигателями сталкивается в работе. Были определены как сильные, так и слабые стороны. Завод-производитель не остался в стороне. Он внимательно собирает жалобы и дорабатывает свою продукцию, если это возможно в конкретном случае.
Технические характеристики
Рассмотрим характеристики:
- тип системы питания – инжектор. «Карбюраторники» давно не производят, в первую очередь из-за того, что на них невозможно достичь современных экологических норм, каковые сейчас обязательны к исполнению всеми производителями;
- рабочий объём – 2.89 литра;
- количество цилиндров – 4. Они располагаются в ряд;
- максимальная мощность – 107 л.с. Форсировка по современным меркам невысока, однако надёжность в данном случае значительно важнее. Да и для Газели такого уровня мощности вполне достаточно;
- тип охлаждения – жидкостное (с помощью воды или антифриза).
- потребляемое топливо – бензин А-92. Но допускается использовать более дорогой «95й». Кроме того, есть заводская версия, работающая на пропан-бутановой смеси. Её устанавливают под капот любых версий газели Бизнес, включая бортовой грузовик ГАЗ 3302 и цельнометаллический фургон ГАЗ 2705;
- общий вес в так называемой «первой комплектации» (со всем навесным оборудованием, включая стартер, генератор и т.д.) – 177 кг.
Паспортный расход топлива Газели Бизнес с мотором УМЗ составляет около 10-12 литров на «сотню», если речь о бензине. С газом ситуация иная – примерно 13 л/100 км, согласно данным производителя автомобиля.
Реальные цифры могут быть больше, так как на аппетит Газели влияет сразу несколько факторов:
- стиль управления конкретного водителя;
- исправность как мотора, так и автомобиля в общем;
- загрузка машины;
- время года (летом расход меньше, а зимой – больше).
Технические характеристики Газель Бизнес УМЗ 4216 близки к таковым с заслуженным «четыреста шестым» заволжским двигателем под капотом – существенных отличий нет.
Устройство двигателя
УМЗ-4216 – это очередная инкарнация «ветерана» УМЗ-421, разработанного чуть ли не в пятидесятых годах прошлого века и с тех пор много раз изменённого. Блок цилиндров сухого типа выполнен полностью из алюминия. Расположение клапанов – верхнее. Кстати, самих клапанов здесь по два на каждый цилиндр. Клапаны нужно регулировать достаточно часто. Хотя процедура эта несложная и к ней можно быстро привыкнуть. Правда, некоторые хозяева, не желающие привыкать, устанавливают гидрокомпенсаторы – говорят, это реально.
В приводе ГРМ нет ремней или цепей. На коленчатом валу стоит маленькая шестерня, которая постоянно зацеплена с той, что побольше – вот и всё. Конструкция упрощена до предела.
Моторесурс на практике составляет около 300 тысяч километров. Для легковых машин это немало, но вот для коммерческой техники, наоборот, недостаточно. Ещё одна ахиллесова пята – перегрев.
Сколько масла заливать в двигатель
Первое поколение с 2010
Двигатель УМЗ-4216 для автомобиля Газель Бизнес наиболее распространен в сочетании с газобаллонным оборудованием 4-го поколения. В данном случае блок управления двигателя и ГБО собраны в одном корпусе. Преимущество ГБО 4-го поколения заключается в том, что двигатель с такой системой автоматически выбирает нужный вид топлива без участия водителя. Из основных характеристик мотора УМЗ-4216 можно выделить рабочий объем 2,9 литра, мощность 99-120 л. с. и соответствие экологическим нормам Евро 3 и 4. К плюсам автомобиля Газель Бизнес с этим двигателем можно отнести тяговитость на подъемах, высокую ремонтопригодность и недорогие комплектующие. И наконец, УМЗ-4216 является первым отечественным двигателем, который не теряет заводской гарантии после установки ГБО.
Также читайте: Моторное масло для двигателя Honda Odyssey
Бензиновые двигатели с 2010
2.9 99-120 л. с. (УМЗ-4216), объем масла – 5,8 литра, допуск и вязкость: API-SF, SG, SH, SJ; SAE 5W-40, 10W-40, 10W-30, 5W-30, 15W-40
Устройство двигателя
УМЗ-4216 – бензиновый инжекторный двигатель с электронным управлением зажиганием и впрыском. Количество цилиндров – 4, рабочий объем двигателя 4216– 2.89 литра. Агрегат в базовой версии способен выдавать мощность до 107 лошадиных сил.
Основой для разработки выступил двигатель ЗМЗ-21. Новый образец УМЗ обладает схожим конструктивом:
- расположение клапанов мотора – верхнее;
- цилиндровый блок выполнен из легкого алюминия;
- привод ГРМ – шестеренчатый;
- компоновка распредвала нижняя;
- по 2 клапана в цилиндре двигателя.
Конструктивно похож и масляный картер, отштампованный из стали.
Картер двигателей «Газель Бизнес» 4216 и родственных модификаций:
Основные элементы двигателя 4216:
алюминиевый БЦ, куда впрессованы упомянутые выше гильзы из чугуна;
- БЦ:
- ГБЦ, также алюминиевая;
- маховик с зубчатым венцом;
- коленчатый вал с шатунными (4 шт.) и коренными (5 опор) шейками;
- поршни, оснащенные единственным маслосъемным и двумя компрессионными кольцами;
- масляный насос
- шатуны двигателя;
- толкатели и штанги;
- вкладыши двигателя, шатунные и коренные;
- шкив коленчатого вала, ступицы;
- прокладки и сальники двигателя;
- текстолитовая шестерня распредвала и металлическая – коленчатого вала.
Двигатель в снятом состоянии:
Коленвал посредством шестерен приводит в действие ГРМ. Штанги и толкатели передают поступающее от распределительного вала движение на коромысла, которые задействуют клапаны впуска и выпуска.
Управление двигателем – электронное. Контролирует работу двигателя электронный блок МИКАС, получающий сигналы от ДПДЗ, датчика положения валов, сенсоров детонации и давления.
Схема датчиков из официального мануала:
Типичные неисправности
Завод УМЗ заявляет о ресурсе двигателей линейки 4216 в 250 тыс. до необходимости капремонта. На практике неисправности проявляются раньше.
Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцам коммерческих авто с двигателем УМЗ из рассматриваемой серии:
- высокий расход масла на угар через поршневые кольца;
- подтекания масла;
- стук клапанов двигателя;
- отказ электронных датчиков;
- перегрев двигателя по разным причинам.
К преждевременным поломкам обычно приводят:
- нарушения правил эксплуатации – водитель излишне «крутит» двигатель и перегружает его, или превышает максимально допустимую загрузку машины;
- езда в тяжелых условиях трассы;
- неправильное, неквалифицированное или несвоевременное техническое обслуживание;
- использование плохого топлива, смазки или охладителя.
Брак в серии 4216 относительно редок, поэтому неисправность чаще всего бывает связана с действительной поломкой, а не заводской недоработкой, хотя и такие случаи имеются.
Другие возможные проблемы:
Двигатель «сопливит» маслом, жидкость появляется на деталях.
Возможная причина – износ заднего сальника коленвала. Проблема часто проявляется при долгой езде на оборотах более 2500, 4216-й не предназначен для работы на очень высоких оборотах. Замена сальников проблему полностью устраняет.
Вибрации двигателя, мотор «дергает» на холостом ходу или в движении.
Проблема возникает из-за неравномерности попадания горючей смеси в цилиндры. Ее причинами могут быть неисправности в системе зажигания (свечи, катушки и т.д.) или впрыске (например, засоренная форсунка). Машина потребляет много топлива, на приборной панели может загораться лампочка Check, а в ЭБУ записывается ошибка пропуска зажигания. В этом случае требуется комплексная диагностика.
Двигатель стучит.
Чаще всего причиной становятся разрегулированные клапаны. Для решения проблемы следует провести регулировку. Эта процедура относится к штатным и в норме должна проводиться каждые 15 тысяч пробега. Помимо клапанов, проблему можно частично решить путем установки гидрокомпенсаторов.
Если клапаны в порядке, следует проверить состояние шатунных вкладышей и распредвала.
Вибрация двигателя.
Обычно мотор начинает вибрировать из-за проблем с зажиганием или физическим износом подушек. Возможна также разбалансировка кривошипно-шатунного механизма.
Перегрев двигателя.
Текущие тенденции
Сегодня Ульяновский моторный завод занят тем, что постепенно снижает себестоимость своих двигателей, а также активно занимается улучшением качества ДВС собственного производства. Благодаря тому, что предприятие переработало многие технологические процессы, были приняты соответствующие решения о внедрении новых принципов изготовления агрегатов. Так, эти принципы и новая стратегия привели к тому, что с 2009 года цены на продукцию снизились, а качество моторов немного увеличилось. Теперь, благодаря аудиту с участием европейских независимых экспертов, продукция завода имеет по-настоящему высокое качество и соответствует международным стандартам.
Технические характеристики Газель Бизнес УМЗ-4216
Газель – это целое семейство лёгких коммерческих автомобилей. Появившись на свет 1994 году, оно спасло завод ГАЗ от банкротства, когда вся страна переживала очень непростое время. Машина многократно модернизировалась и впоследствии получила приставку «Бизнес». Первоначально под капотом всех газелей находились двигатели Заволжского моторного завода. Но позже состоялся переход на моторы из Ульяновска. Это связано с тем, что ЗМЗ принадлежит конкурентам – ОАО Соллерс, тогда как и ГАЗ и УМЗ входят в единый холдинг «Группа ГАЗ». Для Газелей ульяновцы выпускают моторы семейства 4216. Технические характеристики двигателя 4216 УМЗ время от времени несколько изменяет. Это связано с постоянными модернизациями.
Распространенные поломки
К наиболее распространенным неисправностям двигателя УМЗ-4216 относятся:
- Подтекание масла. Возникает из-за неплотного прилегания сальника коленвала, происходит из-за превышения рекомендуемого числа оборотов — 2500.
- Подергивания на холостом ходу, мотор «троит». Заводской дефект.
- Постукивание в моторе. Возможно после каждых 15 тысяч км пробега. Виновники — неотрегулированные клапаны либо проблемы с коленчатым валом.
- Сильная вибрация. Неполадки в работе кривошипно-шатунного механизма либо системы зажигания.
- Перегрев мотора. Происходит из-за выхода из строя термостата, помпы или прогорания прокладки.
Альтернативы
Если водителю «попалась» машина с бракованным двигателем, постоянно ремонтировать который желания нет, можно попытаться заменить его другим, подходящим для автомобиля. Для «свапа» двигателя существуют разные варианты, но в основном решившиеся на замену выбирают двигатель ЗМЗ-405. Такой выбор обусловлен несколькими причинами:
В «ГАЗели-Бизнес» на заводе сейчас штатно ставят турбодизельный силовой агрегат Cummins, но вариант замены на него рассматривается редко, из-за дороговизны и высокой чувствительности американского двигателя к качеству топлива, с которым в России имеются традиционные проблемы.
«Газель-Бизнес»
Работы по созданию этого автомобиля запустились в 2008 году. Инженеры и маркетологи произвели большую работу, была проведена масса исследований, в ходе которых выявили будущих потребителей, список запчастей. В конструкцию базовой модели внесли около 150 различных изменений. Основные компоненты и критические узлы в новой машине — это детали производства зарубежных предприятий. «Газель-Бизнес» прошла все испытания.
Внешне, по сравнению с базовой версией, модель «Бизнес» практически не изменилась. Зато внутри и в салоне поменялось многое.
Снаружи она отличается другим ударным элементом с радиаторной решеткой. Бампер закреплен на кабине. В прошлых версиях он монтировался на раме. Это позволило значительно уменьшить зазор между кабиной и бампером. Немного изменился дизайн задних фар. Экстерьерные изменения включают в себя новую эмблему.
Что касается внутреннего содержания, то здесь все новое. Это и приборная панель немецкого производства, новое рулевое колесо, оснащенное кнопками управления мультимедиа. Все очень современно, стильно. Отделка кабины выполнена в серебристом цвете. Также «Газель-Бизнес» комплектуется климат-контролем и новым бортовым компьютером. Можно сказать, что салон изменился полностью.
Перед созданием этой версии инженеры завода провели опрос и выяснили все то, что не устраивало владельцев “Газелей” раньше. Можно с уверенностью сказать, что все были услышаны, а многие недостатки полностью исправлены.
Полностью переработана педаль сцепления, а все передачи теперь включаются очень легко и непринужденно. Машина лучше и более плавно трогается, а работа КПП не сопровождается вибрациями или шумом. Это благодаря импортным немецким узлам в этой КПП.
С чего все начиналось?
А начиналось все с осени 1941 года. Именно тогда в Ульяновск переехала часть производств Московского автозавода им. Сталина. В начале ноября в город стали активно прибывать целые эшелоны, загруженные оборудованием, а также важнейшим персоналом. Цеха были налажены в самые короткие сроки, а продукция завода в основном была направлена на создание оборудования для работы на фронтах. В апреле 1942 г. в стенах цехов собрали и поставили первую боевую машину. Также на заводе собирали импортные машины. Далее осенью 1942 года на заводе стали производить первые двигатели с водяным охлаждением. Они применялись во время войны в качестве генераторов. После завод полностью перешел от сборки автомобилей и военной техники к производству таких малолитражных двигателей.
31 июля 1968 года по приказам Министерства СССР завод переименовали в УМЗ. Предприятие начало работу по освоению производства двигателей для автомобилей. Затем, в ноябре 1992 г., завод был преобразован в акционерное общество, которое изготавливало моторы для автомобилей ГАЗ. Через пять лет завод успешно занялся производством двигателей для «ГАЗели».
С 2005 года двигатель на «Газель» — это основная продукция завода. А после внедрения инноваций каждый автомобиль работает на моторе от УМЗ.
Обслуживание
УМЗ-4216 — простой и неприхотливый двигатель, предназначенный для коммерческого транспорта. Обслуживание мотора необходимо проводить регулярно, в соответствии с графиком ТО.
Работы по обслуживанию делятся на 3 группы:
- ежедневная проверка состояния;
- контрольно-диагностический сервис;
- регламентное обслуживание.
Ежедневно в двигателе УМЗ-4216 необходимо проверять уровень масла, охлаждающей жидкости, герметичность системы охлаждения, смазочной системы и топливопроводов питания. При углубленном контроле, который проводится по расписанию, к этим работам добавляется:
- проверка термостата, датчиков охлаждающей жидкости и всех систем — масляной, питающей и т. п.;
- качество соединений всех систем на предмет герметичности (включая вентиляционную);
- контроль состояния электрооборудования (в том числе свеч на предмет нагара);
- проверка ремня ГРМ и ремня от шкива генератора;
- состояние генератора.
По утвержденному регламенту, раз в полгода на двигателе УМЗ-42616 выполняют следующие манипуляции:
- подтягивают винтовые соединения;
- осуществляют регулировку клапанов (по мере необходимости);
- проводят регулировку зазоров и очистку внутренних объемов двигателя от пыли, нагара и грязи;
- промывают масляный фильтр, картер, систему охлаждения, заменяют охладитель;
- меняют масло.
Конструкция
Это одна из разновидностей силовой установки УМЗ-421. В «четыреста двадцать первую» линейку входят также моторы 4213, 4215, 4218.
УМЗ-4216 выделяется среди них следующим:
- алюминиевым блоком цилиндров;
- закалкой коренных и шатунных шеек коленвала высокочастотным током;
- шестеренчатым приводом ГРМ;
- нижним расположением распредвала;
- алюминиевыми штангами.
В модели двигателя УМЗ-4216 с поршнем калибром 92 мм гильзы в блоке цилиндров ставятся «мокрого» типа, их можно снять. Но в более мощной модификации с диаметром поршня в 100 мм гильза в соответствующий отсек вдавливается при помощи мощного пресса намертво, и изъятию не подлежит.
Двигатель УМЗ-4216 состоит из:
- Блока из 4 цилиндров с гильзами, расположенными в ряд.
- 8 клапанов верхнего расположения, по 2 на камеру сгорания.
- Зубчатого маховика одномассового типа.
- Коленчатого вала с 5 опорами и 4 шатунными шейками.
- 4 поршней, на каждом — 2 компрессионных кольца и 1 маслосъемное.
- Шатунов.
- Насоса подкачки масла.
- Толкателей и штанг.
- Шкива и ступицы коленчатого вала.
- Прокладок и сальников.
Коленвал имеет шестерню, выполненную из металла, а шестерня распределительного вала изготавливается из текстолита.
К двигателю подсоединяется система зажигания, жидкостного охлаждения и другие вспомогательные механизмы.
На пути к совершенству
Основной упор на заводе сделан на поставку двигателей, которые максимально адаптированы под «Газель» и «Соболь», а также под другие машины на базе этих автомобилей. УМЗ производит моторы, которые отвечают всем необходимым нормам стандарта «Евро-3». Главная задача для сотрудников завода сегодня – это еще более высокое качество, которым может обладать двигатель, на «Газель» устанавливаемый.
Для повышения качества продукции на заводе по консультациям сторонних специалистов и сотрудников ГАЗа были проведены мероприятия, направленные на увеличение качества продукции. В ходе этой программы завод сменил поставщиков некоторых узлов и запчастей, ввел контроль качества на каждом этапе производства, снизил уровень дефектности конкретных узлов и продукции в целом. Сотрудничество ГАЗ и моторного завода позволило значительно повысить продукцию, которая используется на «Газелях». В конструкцию моторов постоянно вносятся существенные изменения, которые призваны сделать работу двигателя безупречной.
На заводах есть участок, который называется лабораторией, где испытывают двигатели. Здесь моторы проходят оценку качества по настоящим мировым стандартам. Из всей партии продукции сотрудники выбирают один двигатель УМЗ, а затем устанавливают мотор на тестовый стенд. Масло и охлаждающие жидкости разбавлены присадками, а затем двигатель крутят по-всякому в самых жестких режимах. Далее, после таких тестов, он просвечивается ультрафиолетом, в котором видны все выделения. Затем проводится вскрытие ДВС, в ходе которого становится ясной ситуация с качеством поверхностей деталей или узлов. Проводится дефектовка, а затем ликвидация дефектов.
Недостатки поломки и проблемы двигателя УМЗ 4216
Основные проблемы 4216 двигателя связаны с конструктивными недоработками и неполадками в системе управления:
- большой расход топлива возникает при загрязнении воздушного фильтра и форсунок. При наличие регулятора холостого хода, проверяют его работу, меняют патрубки. Проводят диагностику ЭБУ;
- стуки в двигателе появляются из-за повышенного зазора между коромыслом и клапаном. Также шум указывает на износ шатунного подшипника, задиры на юбке поршня, износ головки шатуна и толкателя;
- при расходе масла свыше 150 г на 100 км ставят новый фильтр, меняют масло, маслоотражательные колпачки, сальники и уплотнители. Смазка может просачиваться через прокладки крышек толкателей;
- повреждение патрубка радиатора приводит к перегреву двигателя, деформации алюминиевой ГБЦ и прогоранию прокладки;
- в редукционных стартерах часто отказывают пластиковые шестерни, которые сложно найти;
- неисправность блока управления или датчиков приводит к отказу электробензонасоса, неполному открытию дроссельной заслонки, перебоям в работе цилиндров и детонации на полной мощности;
- штатная проводка низкого качества часто плавится в зоне расположения лямб-зонда. Вибрации двигателя приводят к перетиранию провода и короткому замыканию.
Похожая статья Какой двигатель подойдет на ВАЗ 2106
До капремонта, по заявлению завода, 4216 двигатель ходит 250 — 300 тысяч километров. Чтобы мотор отслужил положенный срок, необходимо соблюдать регламент обслуживания и правила эксплуатации.
Проблемы зажигания и систем подачи топлива
Эти неполадки считаются характерными для двигателей с инжектором серии 4216.
Авто не входит в режим самодиагностики.
Причина – сбои в ЭБУ или диагностических.
После активации зажигания не гаснет Check.
Возможные причины – сбой ЭБУ, цепей управления или управляющей системы в целом.
Не запускается бензонасос после поворота ключа зажигания.
Вероятная причина – выход насоса из строя, проблемы с ЭБУ, цепями питания или реле насоса.
Стартер «не крутит» двигатель.
Возможно, разряжен аккумулятор, вышел из строя дроссель или сам стартер, или имеется поломка в управляющих/питающих цепях стартера.
Двигатель запускается не с первого раза, обороты плавают, мотор глохнет, из выхлопа выходит дым черного цвета.
Причина – неисправность датчика синхронизации или увеличение зазора между синхродатчиком и зубцами синхронизационного диска коленвала.
Двигатель не стартует «на горячую», температурный датчик показывает температуру ОЖ выше 70 градусов.
Возможные неполадки – нет давления топлива в магистрали, давление слишком низкое или, наоборот, высокое, вышел из строя РХХ, датчик коленвала, блок управления, или при монтаже перепутали цепи управления катушек.
Необходимо тщательно проверить все эти узлы. Так, давление топлива может пропасть по банальной причине пустого бака или воздушной пробки в магистрали. Низкое давление возникает при засорении топливных каналов и фильтра, появлении подсоса во впускном тракте, неисправном регуляторе давления бензина или негерметичных бензопроводах. Слишком высокое давление может появляться по причине сломавшегося регулятора давления, засоренного трубопровода слива или поломки бензонасоса.
Коленвал в холостом режиме вращается слишком быстро.
Причины: дроссельная заслонка закрывается не до конца, раскалибровался датчик температуры ОЖ, не закрывается канал РХХ.
Сбои в работе цилиндра, или полный отказ такового.
Причины: неисправность бронепровода или наконечника, нарушение зазора свечи, нагар на ней, или полная поломка свечи зажигания, проблемы питания/управления форсункой, засорение или поломка последней. Изредка неисправность возникает по причине сбоев ЭБУ.
Сбоят/перестают работать два цилиндра сразу.
Возможные причины: неисправность катушек зажигания (или их питающих и управляющих систем), сбой ЭБУ.
Нестабильная работа на холостом ходу.
Вероятные неисправности, ведущие к этому: подсос на впуске, в вентиляции картера двигателя или тормозной системе, попадание воды в бак, дребезг контактов ДПДЗ.
Внезапные провалы оборотов двигателя при разгоне.
Ошибка возникает из-за проблем с зажиганием или дребезгом контактов ДПДЗ.
Двигатель не может выйти на максимальную мощность.
Причины: заслонка дросселя открывается не до конца, засорен топливный фильтр, раскалиброван ДПДЗ, загрязнен воздушный фильтр, сломался датчик абсолютного давления или сбоят высоковольтные цепи двигателя.
Аномально высокий расход горючего, выброс CO.
Ведущие к этому проблемы: выход из строя сенсора абсолютного давления, разгерметизация форсунок, подсос воздуха, слишком высокое давление в топливной магистрали (см. выше).
Аномально высокий выброс двигателем CH.
Как правило, это возникает по причине неисправных высоковольтных цепей.
Детонация двигателя.
Возможно, залит некачественный бензин (с нарушенным соотношением фракций, низким октановым числом, или разбавленный водой). Также проблема может крыться в нарушенной экранировке кабелей датчика детонации, раскалибровке датчика или сбое ЭБУ.