Техника безопасности при ремонте подвижного состава

Бак для пенообразователя (пенобак) и его устройство

Бак для пенообразователя (пенобак) изготавливают из нержавеющей стали. На пожарных автоцистернах внутренний объем пенобака составляет не менее 6% объема цистерны для воды. Пенобак на большинстве пожарных автоцистерн установлен в насосном отсеке.

Схема пенобака АЦ-40 (130) 63Б

1 – днище; 2 – обечайка; 3 – горловина; 4 – крышка; 5 – отстойник; 6 – волнолом; 7 – заглушка; 8 – штуцер

К обечайке 2 приварены два днища 1. В верхней части бака имеется горловина 3, закрываемая крышкой 4, для заполнения бака пенообразователем. В баке имеется отстойник 5, закрываемый заглушкой 7. Внутри бака установлены волноломы 6. К штуцеру 8 присоединяется трубопровод, идущий к пеносмесителю пожарного насоса.

В ходе эксплуатации пожарного автомобиля производится техническое обслуживание специального кузова и емкостей для огнетушащих веществ.

На некоторых типах современных пожарных автоцистерн, цистерну и пенобак выполняют в виде единого сварного блока (модуля). Например, на АЦ-2,5-40 (433362) ПМ-540 модуль цистерна-пенобак выполнен как единое целое: внутри корпуса цистерны с полезным объемом 2,5 м3 монтируется (вварен) бак для пенообразователя емкостью 200 литров.

Вывод. Для хранения и транспортирования воды и пенообразователя пожарная автоцистерна имеет цистерну и пенобак.

Вывод общий. Для обеспечения надёжной работы автоцистерн и насосно-рукавных автомобилей в суровом климате, предусматриваются системы дополнительного охлаждения и обогрева кабины боевого расчёта, ёмкости цистерны и насосного отсека. Для доставки к месту пожара огнетушащих веществ, автоцистерны и насосно-рукавные автомобили комплектуются специальными емкостями.

Удаление накипи и промывка системы охлаждения.

В процессе работы двигателя в системе охлаждения образуется накипь, которая накапливается и затрудняет отвод теплоты от нагретых деталей двигателя. Поэтому необходимо периодически удалять накипь и промывать систему охлаждения.

Накипь удаляется с помощью химических растворов (трилона Б, хромпика, соляной кислоты с ингибиторами, каустической соды и т.п.). Раствор для удаления накипи, время промыва и концентрация раствора рекомендуются заводом-изготовителем в инструкции по применению растворов. Обычно накипь удаляется следующим образом: вначале готовят промывочный раствор; затем его заливают в систему охлаждения, позволив некоторое время (указанное в инструкции) двигателю работать с промывочным раствором в качестве охлаждающей жидкости; в конце промывочный раствор сливают и промывают систему охлаждения.

Простейшая промывка системы охлаждения осуществляется чистой водой под давлением 20-30 МПа. Направление движения потока воды при промывке должно быть противоположно направлению циркуляции охлаждающей жидкости в период работы двигателя. Радиатор и водяную рубашку двигателя промывают раздельно. Технически промывка осуществляется следующим образом: снимают верхний и нижний шланги радиатора; на патрубки радиатора надевают шланги промывочного агрегата; в нагнетательный шланг (присоединенный к нижнему патрубку радиатора) подают воду под давлением 20-30 МПа.

Продукты коррозии и накипь выходят через шланг, надетый на верхний патрубок радиатора. Пробка радиатора при промывке должна быть закрыта. Водяную рубашку промывают аналогичным образом, но при снятых термостате и сливных краниках блока цилиндров.

Струю воды направляют в нагнетательный шланг, надетый на патрубок термостата. Промывка продолжается до тех пор, пока выходящая из сливного патрубка вода не станет чистой.

В настоящее время все большее распространение находят установки для промывки систем охлаждения и замены охлаждающей жидкости.

Установки для промывки системы охлаждения и замены охлаждающей жидкостиЭти установки для промывки систем охлаждения имеют большое количество разнообразных функций: – замена охлаждающей жидкости, без «завоздушивания» системы;

  • промывка радиатора двигателя и радиатора отопителя салона; – возможность очистки радиаторов посредством подачи импульсами воздуха под давлением или совместно с промывочной жидкостью;
  • проверка системы охлаждения двигателя на герметичность; – проверка работоспособности клапана избыточного давления на крышке радиатора или расширительного бачка;
  • контроль давления в системе охлаждения двигателя; – очистка жидкости, поступающей в установку, с помощью съёмного фильтра;
  • предварительная откачка старого антифриза из верхней части радиатора для предотвращения разлива жидкости при подключении адаптеров и т.п. Основные неисправности приборов системы охлаждения и способы их устранения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Неисправность (признак) Причины Способ устранения
РАДИАТОР
Течь охлаждающей жидкости из радиатора. Недостаточная эффективность работы радиатора Трещины или поломка трубок радиатора. Накипь и загрязнение в трубках радиатора. Засорение ребер охлаждения радиатора Запаять или заменить поврежденные трубки. Удалить накипь и промыть радиатор. Продуть ребра радиатора сжатым воздухом
ТЕРМОСТАТ
Двигатель долго прогревается. Двигатель перегревается Клапан термостата заклинил в открытом положении. Клапан термостата заклинил в закрытом положении Заменить термостат.   Заменить термостат
НАСОС
Течь жидкости из контрольного отверстия насоса. Шум при работе насоса Износ уплотнительных деталей насоса. Износ подшипников вала. Отсутствие смазки в подшипниках вала Заменить поврежденные или изношенные уплотнения. Заменить подшипники. Заложить смазку в подшипники
НЕГЕРМЕТИЧНОСТЬ СИСТЕМЫ
Течь жидкости из системы охлаждения Трещины и пробоины в корпусах приборов или рубашке охлаждения. Нарушена герметичность прокладок. Повреждены шланги. Нарушена герметичность соединения шлангов с патрубками Заварить, запаять или устранить повреждения герметиком. Заменить прокладки. Заменить шланги. Затянуть или заменить соединительные хомуты

Для временного или длительного восстановления герметичности системы охлаждения могут применяться различные герметики (пасты для внешней заделки негерметичностей, таблетки для растворения в охлаждающей жидкости).

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При несчастном случае, отравлении, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.2. При наличии признаков отравления необходимо выйти из помещения на свежий воздух, по возможности выпить молока.
4.3. При отравлениях парами антифриза появляется головная боль, «стук в висках», «звон в ушах», общая слабость, головокружение, усиленное сердцебиение, тошнота и рвота; при сильном отравлении появляется сонливость, апатия, безразличие, а при тяжелом отравлении — возбужденное состояние с беспорядочными движениями, нарушение дыхания, расширение зрачков.
4.4. При всех отравлениях следует немедленно вывести или вынести пострадавшего из загазованной зоны, расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, обеспечить приток свежего воздуха, уложить пострадавшего, приподняв ноги, растереть тело, укрыть потеплее, давать нюхать нашатырный спирт.
4.5. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.6. До прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара.

Неисправности системы охлаждения

Различают следующие неисправности системы охлаждения:

  • неисправности радиатора (засорение сердцевины, загрязнение наружной поверхности, нарушение герметичности);
  • неисправности центробежного насоса (ослабление привода, нарушение герметичности, износ);
  • неисправности привода вентилятора (в зависимости от типа привода – ослабление механического привода, неисправность термореле или электродвигателя в электрическом приводе, низкое давление масла в гидравлическом приводе);
  • трещины в рубашке охлаждения головки блока или в блоке цилиндров; – прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров; неисправности патрубков (нарушение герметичности крепления, механические повреждения, засорение);
  • неисправность датчика температуры; – неисправность указателя температуры;
  • низкий уровень охлаждающей жидкости. Основными причинами неисправностей системы охлаждения являются:
  • нарушение правил эксплуатации двигателя (применение некачественной охлаждающей жидкости, нарушение периодичности ее замены);
  • применение некачественных комплектующих; – предельный срок службы элементов системы;
  • неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы.


Источник изображения: https://remontpeugeot.ru/

Возникающие неисправности системы охлаждения могут послужить причинами более серьезных неисправностей. Так, загрязнение наружной поверхности радиатора приводит к увеличению температуры охлаждающей жидкости и дальнейшему перегреву двигателя. Это, в свою очередь, может привести к прогоранию прокладки и короблению головки блока цилиндров, а также появлению трещин.

Внешние признаки неисправностей системы охлаждения:

  • перегрев двигателя;
  • переохлаждения двигателя;
  • наружная утечка охлаждающей жидкости;
  • внутренняя утечка охлаждающей жидкости.

Для того чтобы не пропустить появляющуюся неисправность, водитель должен систематически следить за показаниями указателя температуры на панели приборов. Многие автомобили вместе с указателем оснащены сигнальной лампой. Наружные утечки сопровождаются появлением специфического запаха антифриза, а также подтеками под автомобилем и на двигателе.

Внутренние утечки охлаждающей жидкости не столь очевидны. О появлении внутренних утечек свидетельствует белый дым (испарение охлаждающей жидкости) из выпускной системы на прогретом двигателе. Правда, при прогреве двигателя и в холодное время года белый дым – нормальное явление.

Другим проявлением внутренней утечки является наличие охлаждающей жидкости в масле. Определяется путем осмотра масляного щупа. В результате соединения масла и охлаждающей жидкости образуется масляно-водная эмульсия – пена светлого цвета.

Необходимо отметить, что и наружные и внутренние утечки приводят к нарушению температурного режима и перегреву двигателя.

Техническое обслуживание смазочной системы.

При ЕО проверяют уровень масла и герметичность системы. Масло доливают до нормального уровня. После пробного пуска двигатель останавливают и проверяют на слух работу фильтра центробежной очистки масла.

При ТО-1 заменяют масло (по графику) в картере двигателя, фильтрующие элементы ФТО; промывают фильтрующие элементы ФГО и центробежный масляный фильтр.

При ТО-2, если время подошло по графику или в случае сильной загрязненности масла, промывают смазочную систему и сапун.

При СО заливают масло, соответствующее предстоящему сезону эксплуатации. При подготовке к зимней эксплуатации отключают (а к летней – включают) масляный радиатор.

Типы систем охлаждения

Существует три типа систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания: воздушная, жидкостная и гибридная.

Термические двигатели для А. требуют охлаждения цилиндров. Только для слабых, велосипедных газолиновых двигателей достаточно воздушного охлаждения при помощи рубцов, прилитых к поверхности цилиндра; для более сильных необходима циркуляция воды помощью насоса между двойными стенками цилиндров, охлаждаемой в особом трубчатом приборе, помещаемом впереди А. и обдуваемом струей встречного воздуха.

Воздушное охлаждение

Рубашка цилиндра свободно обдувается воздухом, тем самым забирая большую часть тепла двигателя. Является самой простой, так как не требует сложных деталей и систем управления. Недостаток системы заключается в маленькой теплоёмкости воздуха, что не позволяет равномерно отводить от двигателя большое количество тепла и, соответственно, создавать компактные мощные силовые установки.

Примером машины с воздушным охлаждением может служит автомобиль ЗАЗ-965. Так как предполагалось, что советским автовладельцам придется обслуживать автомобиль самостоятельно (и с учётом дефицита запчастей), воздушное охлаждение оценивалось положительно и виделось весьма практичным в суровых зимних условиях (при низких температурах нет риска замерзания охлаждающей жидкости на стоянке). Кроме того, малая масса силового агрегата, его простота и разборная конструкция (съёмные цилиндры) позволяла отремонтировать автомобиль практически «в чистом поле». Однако такая конструкция системы охлаждения обусловила возникновение проблемы перегрева в жаркую погоду, которая особенно усугублялась в процессе износа двигателя, когда его оребрение покрывалось слоем масла и прилипшей к нему пыли. Следует отметить, что на автомобилях ЛуАЗ-967, где тот же двигатель работал с большей нагрузкой, но лучше обдувался набегающим потоком воздуха, его перегрев наблюдался редко.

Жидкостное охлаждение

Основная статья: Жидкостное охлаждение

Цилиндры двигателя охлаждаются жидкостью, после чего она возвращается в расширительный бачок. Является очень старым типом системы охлаждения, в настоящее время этот тип в автомобилестроении не используется, так как жидкость не успевает охладиться, поэтому двигатели, оснащённые этой системой охлаждения, не могут работать в течение длительного времени. Однако в двигателях речных и морских судов запас охлаждающей жидкости (забортной воды) не ограничен, что позволяет уменьшить вес силовой установки по сравнению с двигателями с гибридной системой охлаждения.

Гибридный тип

Сейчас гибридную систему называют жидкостной. Фактически она всё же гибридная, так как там тоже участвует воздух.

Система жидкостного охлаждения обычно включает следующие элементы:

  • двойные стенки цилиндров, пространство между которыми заполнено охлаждающей жидкостью (например, водой или антифризом);
  • теплообменник или радиатор, состоящий из трубок и полостей;
  • вентилятор, состоящий из ступицы и лопастей, при вращении которого обеспечивается прокачка воздуха между трубками радиатора;
  • насос центробежного типа для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе;
  • трубопроводы, связывающие двигатель с радиатором.

Двухконтурная система охлаждения

двухконтурная система охлаждения (напр. дизеля — Тепловоз ТЭП150). В одном контуре охлаждается вода дизеля, а в другом вода, охлаждающая масло и наддувочный воздух (в тепло­обмен­ных аппаратах). Охлаждение воды обеих контуров осуществляется воздухом в полуторных радиаторных секциях холодильной камеры, имеющей три мотор-вентилятора. В контуре охлаждения воды дизеля используются радиаторные секции половинной глубины, а в контуре охлаждения воды второго контура используются радиаторные секции полной глубины. Мотор-вентиляторы холодильной камеры оборудованы системой плавного регулирования их производительности.

Подвид системы охлаждения, называемый испарительной системой охлаждения

Также существует подвид системы охлаждения, называемый испарительной системой охлаждения. Главное отличие её от обычных водяных или этиленгликолевых — доведение температуры охлаждающей жидкости (воды) выше точки кипения, в результате чего при испарении от теплонагруженных деталей отводится большое количество тепла. Пар конденсируется в жидкость в радиаторе и цикл повторяется. Подобные системы использовались в авиастроении в 30-х годах XX века.

Как часто необходимо делать промывку

Промывка системы охлаждения двигателя бывает внутренней и внешней. Внешняя обработка заключается в промывке радиатора снаружи от грязи, пыли, насекомых. Внутренняя обработка позволяет промыть систему изнутри.

Рекомендации по частоте внутренней промывки системы охлаждения:

  • систему охлаждения следует хорошенько промывать в момент смены тосола или антифриза. В этом случае промывка помогает удалить остатки старой технической жидкости, поскольку разные антифризы лучше не смешивать.
  • Также промывку нужно осуществлять в профилактических целях. Совершать промывку раз в год, лучше делать это в весенний сезон. Подобная манипуляция поможет решить многих проблем, вызванных засорением труб, ухудшением их пропускной способности и теплоотдачи.
  • При появлении симптомов, говорящих о необходимости осуществления промывки, следует ее немедленно провести, пока не произошли более существенные поломки.

Техника безопасности при эксплуатации автомобиля

Автомобилист при эксплуатации авто должен следовать таким правилам техники безопасности:

Управлять автомобилем можно только лицам, имеющим права на вождение.
Скорость передвижения в помещении не должна быть более 5 км в час.
Запрещено спать в салоне авто при осуществляющем работу ДВС.
Газовые выбросы машины достаточно токсичны, поэтому при включении ДВС в любом закрытом помещении позаботьтесь о вентиляции, отворите двери.
При передвижении накатом не проводите включение зажигания — это может вызвать включение противоугонного устройства, что приведёт к блокировке вала рулевой колонки

Это может привести к тому, что машина станет неуправляемой.
Каталитический нейтрализатор, находящийся в устройстве для выхода выхлопных газов, при работающем движке нагревается свыше 6000°С
Поэтому при осуществлении стоянки важно обратить внимание, чтобы под машиной не было сухой растительности или быстро воспламеняющихся материалов, топлива.
Нельзя эксплуатировать транспортное средство при включении лампочки аварийного снижения давления масла. Допускается, чтобы она на пару секунд включалась только при включении ДВС
Данная ситуация также относится к лампочке, сигнализирующей о разрядке батареи аккумулятора

В некоторых случаях включение этой лампы происходит из-за замыкания проводки, что может стать причиной возгорания в отсеке для мотора и вызвать пожар.
Накануне включения ДВС следует обратить внимание, чтобы машина была заторможена стояночным тормозом, а сам рычаг, который выполняет функцию переключения передач, находился в нейтральной позиции.
Запуск ДВС осуществлять при помощи стартёра. Использовать рукоятку для пуска надо только в случае необходимости.

При запуске ДВС авто при помощи рукоятки для пуска следует придерживаться таких рекомендаций:

  • проводить поворачивание рукоятки в направлении сверху вниз;
  • не брать её в обхват;
  • во время регулирования угла опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
  • не использовать какие-либо рычаги, усилители и другие устройства, воздействующие на рукоятку пуска или храповик коленчатого вала;
  • запрещается осуществлять запуск ДВС путём буксировки авто.

Знаете ли вы? В 2011 г. по РФ насчитывалось около 25 тыс. АЗС. Около половины из них принадлежит ВИНК.Во время заправки ТС топливом на заправках запрещено:

  • курить сигареты и пользоваться спичками, зажигалками и другими источниками огня;
  • осуществлять ремонт и регулировку автомобиля;
  • проводить заправку машины при работающем ДВС;
  • переливать бензин или другое горючее.

При ремонте и обслуживании автомобиля следует соблюдать правила безопасности, записанные в инструкциях. На предприятиях за этим следит непосредственное руководство, а если владелец авто сам решил отремонтировать своё авто, то он сам и должен позаботиться о безопасном проведении этих работ. При работах с тяжёлыми элементами надо пригласить помощника, а в случае повышенной опасности работ лучше обратиться к специалистам.

Почему возникает перегрев двигателя?

Поломка термостата.

Отказавший термостат – самая распространенная поломка системы охлаждения. Термостат, не смотря на свое простое устройство, находится в агрессивной среде, покрывается окислами и отказывает… Двигатель будет перегреваться в случае заклинивания термостата в закрытом положении, так как антифриз не будет попадать в основной радиатор. Лечится такая неисправность заменой термостата на новый, который пред установкой имеет смысл «сварить».

Забитый радиатор.

Про забитый пылью радиатор и его чистку у нас есть отдельная статья. Забитый внутри радиатор с пластиковыми бачками, при сильном загрязнении, прочистить практически невозможно. Радиаторы с латунными бачками, раньше распаивали и пробивали соты шомполом, но в современных радиаторах это не возможно. При не сильном загрязнении имеет смысл промыть систему охлаждения. При сильном загрязнении радиатор обычно меняют.

Неисправная помпа.

Если вы не меняли своевременно антифриз и имевшиеся в нем ингибиторы коррозии прекратили работать, то вы вполне можете увидеть вот такую картину:


Так же помпа может заклинить или проскальзывать (в этом случае вы услышите свист ремня).

Помпу, как правило, меняют.

Позднее зажигание.

На старых моторах при неправильной регулировке зажигания возникал перегрев, но сегодня такие двигатели уже редкость.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Надеть спецодежду, застегнуть и заправить так, чтобы не было свисающих концов, волосы убрать под головной убор. Запрещается производить работы в промасленной и пропитанной горюче-смазочными материалами спецодежде.

2.2. Перед началом работы слесарь по ремонту автомобилей должен:

— осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходов;

— проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому;

— проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования;

— проверить наличие средств пожаротушения и в случае отсутствия сообщить об этом своему непосредственному руководителю;

— включить общую приточно-вытяжную, а при наличии и в случае необходимости — местную вентиляцию;

— удалить из зоны производства работ посторонних лиц, а автомобиль освободить от горючих и легковоспламеняющихся грузов.

2.3. Транспортные средства должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.

2.4. После постановки транспортного средства необходимо выполнить следующее:

— затормозить транспортное средство стояночным тормозом;

— выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в транспортном средстве с дизельным двигателем);

— установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;

— под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков);

— на рулевое колесо вывесить запрещающий комбинированный знак безопасности с поясняющей надписью «Двигатель не пускать! Работают люди» (на транспортных средствах, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичный знак должен быть вывешен и на дублирующее устройство).

2.5. При проведении технического обслуживания транспортного средства, установленного на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом), на пульте управления подъемником должен быть вывешен запрещающий комбинированный знак безопасности с поясняющей надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».

2.6. При необходимости выполнения работ под транспортными средствами, находящимися вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, необходимо подготовить лежак, а при выполнении работ с упором на колени — наколенники из материала низкой теплопроводности и водопроницаемости.

2.7. Слесарь по ремонту автомобилей не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:

— неисправности инструментов, технологической оснастки, средств защиты,

— несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) технологической оснастки, инструментов, приспособлений, средств защиты,

— неустойчивом положении узлов, агрегатов, автомобильной техники,

— вблизи электрических проводов и электроустановок, находящихся под напряжением,

— недостаточной освещенности или загроможденности рабочих мест и подходов к ним,

— отсутствии первичных средств пожаротушения.

2.8. Обнаруженные нарушения и недостатки должны быть устранены собственными силами, а при отсутствии такой возможности, слесарь обязан немедленно сообщить о них непосредственному руководителю.

Для чего нужна промывка системы охлаждения двигателя

Система охлаждения — это важная часть двигателя, которая отводит огромное количество тепла, выделяемое во время работы двигателя, не позволяя ему перегреваться. Она представляет собой замкнутую систему, по которой циркулирует охлаждающая жидкость — тосол или антифриз. При работе двигателя температура в цилиндрах достигает 2000°C, охлаждающая жидкость проходя рядом с работающим двигателем, забирает излишнее тепло, отводя его.

Система охлаждения имеет довольно сложную структуру. В ней присутствуют мелкие трубки, патрубки, а также много каналов, в которых накапливаются загрязнения. Часто их невозможно удалить простой сменой охлаждающей жидкости, поэтому необходима промывка.

Со временем в системе охлаждения могут появляться масляные и солевые отложения, ржавчина, накипь, которые оседают на внутренней стороне патрубков, в мелких  каналах двигателя и на самом радиаторе. Все это отрицательно воздействует на эффективность охлаждения машины.

В итоге двигатель работает на повышенной температуре, возникают проблемы с маслосъемными колпачками и всей клапанной группой, и в результате такой двигатель полностью закоксовывается, после чего придется тратится на капитальный ремонт двигателя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История движения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: